В Минске завершился 11-й Национальный фестиваль архитектуры “Минск-2015”

Время, застывшее в камне

О тенденциях в мировой архитектуре
В Минске завершился 11-й Национальный фестиваль архитектуры “Минск-2015”. О том, как выглядят города и какими мы увидим их в будущем, беседа с заместителем председателя Белорусского союза архитекторов Михаилом Гаухфельдом.



— Каждая эпоха имеет свою стилистику. Готика, барокко, хай-тек... Что сейчас влияет на развитие градостроительного искусства?

— Архитектура — это искусство королей. Так было во все времена. И понятно, что мировые шедевры создаются там, где есть на это средства. Речь сегодня в первую очередь идет о США, Китае, Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. К созданию любопытных объектов из камня, стекла и бетона привлекаются известные мастера, по существу, раскрученные бренды — всего около 10—20 фамилий, которые копирует творческая молодежь. В кругу коллег моего поколения всегда считалось зазорным использовать чьи-то наработки в своих проектах. А сейчас это обычное явление.

— Что представляет собой наша архитектурная школа? 

— Она развивается. Но пока слишком увлечена крупнопанельным домостроением. Эта традиция сложилась еще в последние годы советской власти. Конечно, приятного мало видеть в городских районах сплошное “панельное море”, но людям ведь необходимо недорогое, быстровозводимое жилье, поскольку ни один объект в монолите или кирпиче не сравнится в этом с КПД, тем более что совсем недавно были модернизированы мощности домостроительных комбинатов, которые достались нам в наследство от советской эпохи. Наши специалисты сделали многое, чтобы трансформировать эти дома под современные нужды, создали эстетичные и “теплые” серии. 

Много интересных объектов было представлено на прошедшем Республиканском конкурсе на лучшее архитектурное произведение 2014—2015 годов. Кстати, награду за реконструкцию минской жилой застройки в границах улиц Грибоедова, Панфилова, Тимирязева и Татарской получила мастерская архитектора Школьникова. Также оценили жилой комплекс “Аквамарин” на улице Филимонова. Среди общественных зданий были отмечены аквапарк “Лебяжий”, проект “Динамо-Арена” и другие. Гран-при получил архитектор Виктор Крамаренко за музей Великой Отечественной войны. 

Вообще проспект Победителей интересен своими комплексами. Это, к примеру, Дворец Независимости с площадью Государственного флага и обновленным выставочным центром. Появились интересные гостиницы: “Президент-Отель”, “Пекин”, “Ренессанс”. Отреставрированы, а фактически воссозданы “Гарни”, “Беларусь”, отель “Монастырский”. Обновлены театры: оперы и балета, Национальный академический имени Янки Купалы, ТЮЗ, Молодежный. Хороши спортивные гиганты “Минск-Арена”, “Чижовка-Арена”, “Фристайл”. Построены удачные офисные здания, такие как высотка Royal Plaza. У нас имеются уникальные здания даже по мировым меркам. 

— Когда глядишь на некоторые сегодняшние застройки создается впечатление, что архитекторы, как в некой чаше, смешивают элементы из разных эпох и направлений. И эта эклектика вызывает противоречивые мысли. 

— Мелкие заказы по просьбе заказчика могут быть выполнены в стилях Древнего Рима или, к примеру, рококо. Крупные офисные здания — это хай-тек. Однако мода на него почти прошла. Сегодня действительно процветает смешение стилей, эклектика. 

— Чем может поразить туриста Минск?

— Наш двухмиллионный город интересен тем, что сформирован на протяжении одного, моего поколения. Из периферийного городка после Великой Отечественной войны выросла европейская столица. Все началось с восстановления центра и прилегающих кварталов. Таким архитектурным ансамблем, как наш центр, сформированным на протяжении 10—15 лет в одном стиле, могут похвастаться только Париж, Вена и Санкт-Петербург. Следующий этап восстановления Минска — период массового строительства. Послевоенный создавался на научной основе генерального плана. Тогда генпланы выполнялись. В результате мы получили комплексную среду, в которой удобно жить и работать: гармонично расположенные жилые и промышленные районы, озеленение по всему городу и удобные транспортные связи. Поскольку Минск рос стремительно, то проблем всегда хватало и сегодня они только усилились. В советское время на строительство был единый заказчик — государство. Сегодня их много, и каждый инвестор возводит что хочет. А сил у республиканских и городских властей, чтобы все систематизировать и вернуть на научную основу, не хватает. В результате происходит застройка водно-зеленого диаметра города, других зеленых территорий. А это угрожает комфортной жизни горожан. На этот тревожный симптом обратил внимание Президент, когда сказал, что надо ограничить застройку Минска. Добиться этого на практике непросто. За счет чего город будет развиваться в ближайшие годы? Это остается открытой темой для научных, практических и прочих дискуссий.

— Успехи нашей строительной отрасли признаются во многих странах. Мы работаем в Венесуэле, России, Туркменистане, ведутся переговоры с Эквадором. Причем строим не отдельные дома, а кварталы, предприятия, инфраструктуру. А что мы можем перенять, чему еще поучиться у иностранных специалистов?

— Нам не нужно стараться угнаться за богатыми и сильными мира сего. Наша страна средних размеров и умеренного достатка. Мы не можем превзойти Дубай или Лондон. В споре миллиардеров, кто построит самый высокий небоскреб, нам не выиграть. Нужно стремиться к созданию своей, неповторимой, национальной архитектуры. А это — сложная, но выполнимая задача. 

Блицопрос

Обращаетесь ли вы за помощью к дизайнерам? 

Об этом спросила жителей Бреста Ольга Кухаренко. 


Галина Дударева, пенсионерка:

— Сейчас так много передач по благоустройству интерьера, что не составляет сложности, руководствуясь ими, обустроить свое жилище. Наша семья недавно освоила технику декоративной штукатурки и активно использовала ее в обустройстве квартиры. К тому же мы очень любим живопись, особенно картины отца моего мужа — художника Николая Дударева. Поскольку нам они очень дороги, стараемся подстроить интерьер и цветовые решения под эти картины.

Наталья Кривицкая, художник:

— Мы с семьей ремонтируем и разрабатываем интерьер своего дома сами. На первый план выносим собственное понимание уюта. Я занимаюсь батиком и керамикой, у меня много друзей и знакомых художников, поэтому получаю от них много интересных советов. Цвета выбираю нейтральные и стараюсь обыграть все декоративными деталями. Делаем так, чтобы было просто уютно и чувствовался характер владельцев дома, то есть наш.

Катерина, фотограф:

— Когда переехали в новую квартиру, воспользовались услугами дизайнера мебели. Он помог нам решить вопросы и в общем обустройстве квартиры. В будущем обязательно воспользуемся его услугами, главное — найти подходящего специалиста с адекватными расценками. Личные наблюдения подсказывают, что нужно немного подождать, — и услуги дизайнеров станут популярнее среди населения.

dev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter