Время взвешенных решений

Валерий Иванов потребовал от кооператоров конкретных идей

На состоявшемся в Могилевском облпотребсоюзе выездном совещании председатель Правления Белкоопсоюза Валерий Иванов потребовал от работников аппарата ведомства конкретных предложений по наведению порядка в кооперативном хозяйстве

Минувшая суббота в Белкоопсоюзе была рабочей. Практически в полном составе коллектив аппарата кооперативного ведомства отправился на Могилевщину для участия в выездном совещании. Место проведения было выбрано не случайно. Могилевский облпотребсоюз — один из лучших в республике, и культивируемые там подходы в обслуживании населения приемлемы в других регионах республики. Вместе с тем имеющиеся недостатки также типичны в целом для системы потребкооперации. Поэтому ставилась задача обобщить передовой опыт, обозначить существующие проблемы и наметить пути их устранения, определиться с приоритетами, чтобы вступить в новый год с четкой программой действий. Опять-таки у вновь избранного председателя Правления Белкоопсоюза Валерия Иванова была возможность в полевых, так сказать, условиях оценить деловые качества работников аппарата управления, который должен быть своего рода локомотивом в реализации стоящих перед Белкоопсоюзом задач.

Не секрет, что потребкооперация постепенно утрачивает позиции в сегменте рынка товаров и услуг. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы традиционные методы работы уже не дают должного экономического эффекта. Поэтому реформирование Белкоопсоюза снизу доверху не чья-то прихоть, а осознанная необходимость. По словам Валерия Иванова, готовых рецептов для достижения поставленных целей нет. Он напомнил, что главой государства были определены десять основных направлений деятельности, которые должны стать в кооперативных организациях своего рода руководством к действию. А помочь им в этом призваны работники аппарата Белкоопсоюза.

— Работать и ходить на работу, — подчеркнул Валерий Николаевич, — две большие разницы.

К сожалению, эффективность предлагаемых управленческих решений пока что оставляет желать лучшего. Как следствие, на местах вынуждены зачастую действовать на собственный страх и риск. И если в Могилевском облпотребсоюзе, насколько могли убедиться участники выездного совещания, удается в основном успешно решать поставленные задачи, то в других регионах республики ситуация неоднозначная.     

Белыничское райпо всегда высоко котировалось в рейтинге районных кооперативных организаций. Не стал в этом смысле исключением и минувший год. Успешно выполнены все доведенные прогнозные показатели развития, а темп роста розничного товарооборота составил 109,2 процента. Об этом участников совещания проинформировала председатель правления Белыничского райпо Тамара Адамович. Торговая сеть здесь представлена 89 магазинами, 55 из которых расположены в сельской местности. Кроме того, 118 малых деревень обслуживаются 5 автомагазинами. Среднемесячный товарооборот каждого из них — 160 миллионов рублей. Кстати, в райпо обеспечена самая высокая в области реализация товаров на одного человека, которая сложилась на уровне 634 тысяч рублей. По итогам года получено свыше 1,3 миллиарда рублей чистой прибыли. За хорошую работу и вознаграждение соответствующее: среднемесячная зарплата в кооперативной организации — 3 миллиона 990 тысяч рублей.

Достижения, безусловно, очевидны. Однако от пристального взгляда председателя Правления Белкоопсоюза Валерия Иванова не ускользнули имеющиеся упущения, которые, возможно, не делают экономической погоды, но способны изрядно испортить настроение потребителям. Это и характерное амбре в туалете ресторана «Белыничи», и отсутствие в нем барной стойки, и «засилье» минеральной воды «Дарида» в торговых объектах, тогда как кооперативные бренды представлены достаточно скромно, и другие недостатки. Поэтому требование руководителя кооперативного ведомства идти в ногу со временем, отдавать приоритет собственному производству, внимательно отслеживать складывающуюся рыночную конъюнктуру и принимать в случае необходимости упреждающие меры относится не только к Белыничскому райпо, но и в целом ко всем кооперативным организациям. Ведь, например, тот же «водяной» бизнес по доходности сравним с наркотическим, и непонятно, почему, располагая собственными солидными мощностями по выпуску минералки, дают возможность заработать другим производителям.

К сожалению, подобных примеров упущенной экономической выгоды предостаточно, а в результате ежегодно примерно на один процент снижается удельный вес потребкооперации в товарообороте республики. Межу тем, как показывает анализ, далеко не все внутренние резервы приведены в действие. По общему мнению, неплохой экономический эффект можно получить от совершенствования торговли непродовольственными товарами. В Белыничском райпо, в частности, открыли специализированные торговые объекты по продаже одежды и детских товаров, а в 2014 году планируют сдать в эксплуатацию магазин «Хозтовары».

По словам председателя правления Могилевского облпотребсоюза Сергея Шуркало, воссоздана база хозтоваров как оптово-розничное предприятие. Ей передаются проблемные универмаги в райцентрах с последующей модернизацией, после чего товарооборот увеличивается в среднем в три раза.

— Модернизация предполагает обязательное внедрение автоматизированной системы учета, — отметил Сергей Михайлович, — что позволяет поставщикам отслеживать складывающуюся ситуацию с остатками товаров. 

Три года назад провели реорганизацию Круглянского райпо, финансовое положение которого на тот момент было незавидным. В течение четырех лет сменилось пять руководителей, но ни один из них не оказался способным на деле обеспечить динамичное развитие кооперативной организации. В результате было принято решение о передаче розничной торговой сети Могилевской межрайбазе, а районного универмага — облпромторгу. Участники совещания лично могли убедиться в эффективности проведенного реформирования после посещения торговых объектов в Круглом.

Необходимо отметить, что для председателя Правления Белкоопсоюза Валерия Иванова Круглянский район не чужой, с ним связано двадцать лет трудовой деятельности. Да и теперь представляет интересы местного населения в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Поэтому, понятно, ему небезразлична складывающаяся ситуация на здешнем потребительском рынке, отличительной чертой которого является насыщенность торговой сети различных форм собственности. Торговая сеть потребкооперации представлена 32 стационарными розничными магазинами, 3 автомагазинами и 7 кафетериями. После реформирования райпо была оптимизирована численность работающих, в том числе более чем в два раза сократился административно-управленческий персонал. Все магазины автоматизированы с выходом на межрайбазу. По итогам одиннадцати месяцев минувшего года темп роста розничного товарооборота составил 103 процента в сопоставимых ценах. В целом удельный вес потребкооперации в товарообороте района возрос с 33 до 37,4 процента.

— Зная о том, что у нас внедрена автоматизированная система учета, — отметил Сергей Шуркало,— производители поставляют товар на реализацию, поскольку имеют возможность в режиме реального времени отследить процесс товародвижения.

Выгода, как видим, обоюдная, а главное, выигрывает и покупатель. После реконструкции в 2012 году магазина «Родны кут» в райцентре среднемесячный товарооборот в нем достиг 700 миллионов рублей. Между тем у одного из основных конкурентов снизился с одного миллиарда до 300 миллионов рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу. Однако, по мнению Сергея Михайловича, успех возможен только при четкой, бесперебойной работе всех звеньев торгового процесса, в структуре которого важная роль отводится оптовым предприятиям. Между тем нередко случаются нестыковки между областным и республиканским оптом, что недопустимо.

Свою мысль Сергей Шуркало проиллюстрировал на конкретном примере. Могилевская птицефабрика на десять минут опоздала с поставкой охлажденных бройлеров одной из компаний в Санкт-Петербурге. В результате ей предъявили штрафные санкции на 150 тысяч российских рублей и возвратили обратно всю партию товара. В потребкооперации же необязательность в партнерских отношениях — обычное дело. Поэтому и вынуждены брать товар «про запас», поскольку завтра его вообще может не оказаться в наличии на оптовых складах. Картина, согласитесь, типичная, но это, конечно, не означает, что и дальше надо мириться с подобным безобразием.      

В бытность Валерия Иванова председателем Шкловского райисполкома с его подачи в райцентре был построен прекрасный универсам «Парковый». И сегодня этот торговый объект является визитной карточкой местного райпо. Достаточно сказать, что среднемесячный товарооборот в нем составляет порядка трех миллиардов рублей. Причем, заметьте, потребкооперация в городе отнюдь не монополист. Увеличить объемы торговой деятельности здесь рассчитывают за счет собственной продукции комбината кооперативной промышленности. С 1 февраля он будет присоединен к райпо, а пока что на предприятии в три этапа проводится модернизация. Уже смонтировано высокопроизводительное чешское оборудование, что позволит значительно повысить качество выпускаемых хлебобулочных изделий. После присоединения к райпо улучшится также ситуация с кредиторской и дебиторской задолженностью, меньше станет всевозможных проверок. Кроме того, будут оптимизированы еще два цеха, которые сейчас находятся на балансе общепита.        

— Шкловская потребкооперация обеспечивает 17 процентов поступлений налогов в районный бюджет, — констатировал Валерий Иванов. — Она пользуется заслуженным авторитетом у местного населения, и сегодня у нее нет достойных конкурентов.

Всевозможных «ходоков», пытающихся застолбить доходное торговое место на гостеприимной шкловской земле, предостаточно. Но у районной администрации на сей счет четкая установка: потребкооперация успешно справляется с возложенной на нее миссией и нет необходимости в привлечении каких-либо иных структур. Такая однозначная позиция местной исполнительной власти, безусловно, на руку кооператорам, однако обязывает высоко держать профессиональную марку. Ежегодно на Шкловщине проводится праздник «Александрыя збiрае сяброў», на котором всегда представлена потребкооперация. Начинали с 600 квадратных метров торговых площадей, а на последнем празднике оказалось недостаточно и 2,5 тысячи квадратных метров. Уже по этим цифрам можно судить о потенциале здешней потребкооперации.

Вообще, должен заметить, Могилевский облпотребсоюз выступал зачинщиком многих хороших дел. Здесь, например, первыми в Белкоопсоюзе освоили аптечный бизнес, и уже работают 10 аптек. Столько же, по словам Сергея Шуркало, запланировано открыть в нынешнем году. Причем, обратите внимание, предусмотрен полностью возврат нереализованных лекарств поставщикам.

Заинтересованный разговор о повышении эффективности всей кооперативной работы состоялся затем на пленарном заседании, в работе которого приняли участие помощник Президента по Могилевской области Геннадий Лавренков, представители областной «вертикали» и партнеры кооператоров. Во главу угла были поставлены проблемы взаимодействия центрального аппарата с региональными кооперативными организациями. Как отметил Валерий Иванов, структура Белкоопсоюза примерно одинаковая, за исключением Гродненского облпотребобщества, целесообразность создания которого будет проанализирована в ближайшее время.

— Белкоопсоюз — единственная на постсоветском пространстве сохранившаяся в целостном виде кооперативная структура, — подчеркнул Валерий Николаевич.

Однако времена меняются, и присущий потребкооперации здоровый консерватизм сегодня становится тормозом, не позволяет вписаться в систему рыночных координат. С другой стороны, действовать кавалерийским наскоком тоже не годится. Иначе, образно говоря, вместе с мыльной пеной можно выплеснуть и ребеночка. Поиск золотой середины, позволяющей сохранить традиционные кооперативные ценности и одновременно придать новое качество развитию Белкоопсоюза, как показало обсуждение, дело непростое. Между тем затягивание с принятием выверенных решений тоже чревато негативными последствиями.

Взять, например, работу автомагазинов, многие из которых убыточные. Логично было бы вообще от них отказаться, но тогда, как верно подметил Валерий Иванов, «никто, кроме кооператоров, не привезет сельчанам те три булки хлеба, в которых они нуждаются». Частник, понятно, этим заниматься не будет: невыгодно. В свою очередь кооператоры просто обязаны закупить у крестьян все излишки сельхозпродукции и сырья, которыми те располагают. Или такой факт. Белкоопсоюз ежегодно выводит из оборота порядка 300 миллиардов рублей на закуп металлолома, а вот организации «Вторчермета» почему-то оказываются необязательными партнерами и волокитят с расчетами.

Говоря о проблемах общепита, Валерий Иванов констатировал, что уровень работы многих объектов примерно такой же, как и несколько десятилетий назад. В одном из райпо, например, с удивлением узнал, что для изготовления пельменей надо, оказывается, построить отдельный цех. Поэтому и потчуют посетителей магазинными пельмешками. Редко можно увидеть в продаже ту же «пальцем пиханную» колбасу. В местах общего пользования в таких заведениях часто отсутствуют туалетная бумага, мыло. Ответ типичный — воруют!

Аналогичная ситуация и в других отраслях кооперативной деятельности. Между тем тот же «Евроопт» приходит, что называется, на голое место, строит новое здание, и ему, представьте, выгодно работать. А все потому, что там, по словам Валерия Николаевича, централизованная система снабжения, организовано эффективное обучение кадров, профессиональная выкладка товаров в магазинах. Белкоопсоюз практически тот же «Евроопт», с той лишь разницей, что здесь «каждый начальник делает все, что захочет». В то же время Валерий Иванов считает ошибочной позицию отдельных представителей местной исполнительной власти, которые отводят крупным торговым сетям места шаговой доступности для строительства магазинов. Дошло до того, что в Горках, например, уже три торговых объекта «Евроопта», хотя в этом не было никакой острой необходимости. А ведь порядка 60 процентов в ассортименте магазинов «Евроопта» составляют импортные товары.

Вопросы, казалось бы, частные. Тем не менее напрямую касаются работников аппарата Белкоопсоюза, которые должны быть не просто статистиками, собирающими информацию, а эффективно управлять происходящими процессами.

— Кто не способен работать в соответствии с предъявляемыми требованиями, — подчеркнул Валерий Иванов, — должен уступить место другим. И никакие родственники, высокое покровительство здесь не помогут. Оценка — по деловым качествам.

Заметил, что некоторые участники совещания были обескуражены столь жесткой постановкой вопроса. Но по-иному, видимо, сегодня нельзя. Если и дальше следовать по накатанной колее, вскоре вообще придется говорить об упразднении системы потребкооперации как таковой. Поэтому занятая новым руководителем Белкоопсоюза принципиальная позиция правильная и своевременная. Ничего нет хуже, чем заболтать проблему, спустить все на тормозах. Увы, не получится. Валерий Иванов установил для работников аппарата предельно сжатые сроки, в течение которых они должны представить конкретные предложения по наведению порядка в кооперативном хозяйстве.       

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter