Беженцы из Украины чаще всего едут на Гомельщину в Беларусь

Время выбирать камни

Начать новую жизнь для многих мечта. Для жителей Донецкой и Луганской областей — вынужденное обстоятельство...
Начать новую жизнь для многих мечта. Для жителей Донецкой и Луганской областей — вынужденное обстоятельство. Устав от взрывов и людей с оружием, они готовы бросить квартиру, работу и уехать куда глаза глядят. Главное — не слышать войны. Таким тихим домом для многих уже стала Гомельщина.

voina-i-mir.png

Дмитрий и Анна Тарасюк с сыном Кириллом


19–й микрорайон Жлобина, панельный дом. Лена Тарасюк шинкует овощи для салата, ждет с работы мужа Диму. На полу четырехлетний Кирилл рисует в альбоме лапу дракона. Хозяйка привычно и ловко режет на дольки помидор, вздыхает, рассказывает:

— Из Краматорска мы уехали 7 июня, почти за месяц до обстрелов. До этого я работала бухгалтером в фирме, а Дима — торговым агентом, поставлял продукты в магазины Славянска. Этот город, кстати, от нас всего в 11 километрах.

У Лены звонит телефон. «Срочно включай ОНТ», — доносится из динамика. «Копьеметательница Анна Тарасюк выиграла «золото» на юношеских Олимпийских играх», — говорит диктор.

Пропустили что–то важное, спрашиваю, понимая, в новостях спорта о Донецкой и Луганской областях вряд ли скажут.

— Почему? Успели. Аня же — Димина сестра.

— То ли троюродная, то ли четвероюродная, — услышав с порога наш разговор, поясняет Дима. — А новости о войне мы не смотрим, это лишние нервы, лучше украинским родным позвонить.

Жена улыбается, подает мужу обед: «Особенно твоей бабуле. Она у нас неунывающая. Как–то набираю ее, вы там как, спрашиваю. «Да полдня в погребе сидела, бомбили рядом. Ну ничего, хоть картошку перебрала».

Дима тоже до последнего держался оптимистом.

— Пока не попал под обстрел, — его голос становится серьезным. — Приезжаем в Славянск договариваться о поставках. Вдруг спереди начинают стрелять, сзади — в ответ. Справа — железная дорога, слева — болото. Куда деваться?..

voina-i-mir2.png

Сейчас для Кузьминых главное - поменять в квартире трубы


Из Жлобина еду в агрогородок Малевичи, к семье Кузьминых. Два месяца назад они переехали сюда из Макеевки. Электричка прибывает, на перрон выходят человек пять. Узнав меня в толпе, Оксана Кузьмина семенит навстречу. Рядом бегут двое мальчуганов.

— А я Пашка, — подражая взрослым, протягивает ручонку младший. Старший, подросток, смущается: «Илья».

Дети спокойны: уже два месяца они не слышат гула штурмовиков.

Идем по дорожке, рядом пролетает аист, Оксана рассказывает: «Первого июня мы повезли деда в Минск на операцию. Приезжаем в Беларусь, приходит sms от подруги: «Луганск бомбят». 13 дней, пока папа лежал в больнице, жили как на иголках. Хорошо, нас поддержал Сережин родственник, у которого мы остановились. Он тогда сразу сказал: «Деда выписывают, возвращайтесь в Макеевку за вещами и назад». 15–го мы были в Украине. Побежала к Илье в школу, говорю: «Дайте документы, спешу». А секретарь: «Шо вы одна спешите, у нас вон в очереди человек 50».

Проходим в небольшую трешку: обои потрепаны, мебели минимум. Папа Сергей Николаевич тут за главного: «Моем руки — и чай пить».

Табуреток у Кузьминых всего две, поэтому едят в гостиной: на диване помещаются все.

— У брата дом в Китине, жили у них и ездили по деревням, искали работу. Знали, в селе можно получить и жилье, — рассаживает нас хозяин.

Бойкая жена Оксана дополняет: «Малевичское «Папоротное» было вторым местом, куда приехали. Мужа взяли слесарем, ну а я, когда дооформлю документы, буду заведующей фермой. Выделили эту квартиру».

— Папа, 14.00, включай новости, — говорит Илья.

«Жители Луганска выстраиваются в очередь за водой и продуктами из России», — передает диктор.

Оксана убавляет громкость, слушать о происходящем ей тяжело: «Уже в мае у нас было неспокойно, ни в школу, ни в сад дети не ходили. Я работала в регистратуре в центральной больнице Донецка. Однажды прихожу на работу, а морг оцепили люди с автоматами. Никого не пускают. Оказалось, привезли погибших под Карловкой».

— А мои все еще в Донецке, не хотят уезжать, — глаза у хозяина дома становятся влажными. — У них ведь даже воды нет, ходят на болото с ведрами, а потом три раза кипятят и пьют. И дочь с зятем остались дома.

— Мамина подруга звонила, говорит: «Начали бомбить, все выбежали из домов и носятся, не знают, куда снаряды полетят, где спрятаться. Она вообще с неходячей матерью живет на пятом этаже и, когда бомбят, тащит бабку в коридорчик, ложатся на пол и ждут тишины». 

Хозяйка на секунду останавливается и продолжает: «Но многие все равно не хотят уезжать. Дочка с зятем из–за работы, большинство из–за домов».

Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА.

panteleeva_katya@mail.ru

Фото автора.



Выручаем по-соседски



Новоселов из Украины в Заводской Слободе Могилевского района найти несложно: их адрес знает каждый житель агрогородка. Ключи от коттеджа по улице Полевой Алтуховым вручили еще до того, как были улажены формальности по приему на работу в ОАО «Борок–агро» главы семейства. Жить–то ведь бежавшим из украинского Краматорска людям было негде. К тому же в семье ребенок — шестилетний сын Илья. А через несколько дней — как раз в День Независимости Беларуси — на свет появилась и дочка Злата.

help.png

Семейный портрет Алтуховых в новом интерьере


Сельчане, признались Юрий и Светлана Алтуховы, встретили их очень сердечно: «Несли кто что мог — одеяла и подушки, картошку и яблоки, собрали денег. Мы ведь с собой взяли только то, что смогли унести: несколько сумок с вещами, в основном детскими».

...В то, что придется срываться с места, бросать уютную квартиру в родном Краматорске, не верили до последнего. Даже когда к городу подошли танки, а над улицами начали кружить военные самолеты, еще казалось: все обойдется, конфликтующие стороны как–то договорятся о мире. Но на улицах днем и ночью стали взрываться снаряды, прилавки магазинов стремительно пустели, обывателей заметно потеснили люди в камуфляже, и стало понятно: беда подступила слишком быстро, и от нее надо как–то спасаться. Чтобы найти денег на дорогу, продали автомобиль: к лету билеты на международные направления в Донбассе подорожали втрое, а больших запасов никто не делал. Ехать решили в Беларусь, к родственникам. И 16 июня вместе с мамой Юрия Верой Михайловной и его двоюродным братом Михаилом сели в поезд Донецк — Минск.

Жизнь в новой стране начали с поисков работы. «Я мог хоть токарем пойти, хоть на стройку», — к 32 годам Юрий освоил немало специальностей. В хозяйстве «Борок» его приняли водителем. В уборочную Алтухов отвозил хлеб с полей, сейчас занят на подвозе кормов. А недавно получил первую зарплату. Пока, говорит, она не так велика, как хотелось бы, ведь часть времени пришлось потратить на ремонт вверенного ему автомобиля ГАЗ, а зарплата считается от выработки. Но дальше, уверен, дела пойдут лучше. 

В Заводской Слободе Алтуховы уже понемногу обвыклись. Строят планы на будущее: посеять весной огород, посадить картошку–капусту, помидоры с огурцами. Овощи с собственного огорода — хорошее подспорье для любого бюджета, а Юрию и Светлане в буквальном смысле слова приходится считать каждую копейку. Но по грибы сходить уже успели. Места здесь, признают, красивые. И тишина такая, что до сих пор невозможно привыкнуть.

Светлана МАРКОВА.

svet.markova@gmail.com

Фото автора. 


Компетентно



Алексей БЕГУН, начальник департамента по гражданству и миграции МВД:

— С 14 апреля  по 25 августа зарегистрировано временное пребывание на нашей территории более 17 тыс. граждан Украины. Чаще всего мы получаем такие данные из Гомельской, Могилевской областей и Минска. Из общего числа 3 тыс. украинцев ходатайствуют о получении разрешения на временное проживание, 281 человек — о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, свыше 1660 — о постоянном месте жительства, 305 уже получили гражданство. 

Напомню, если украинцы хотят получить какой-то статус, они должны обращаться в территориальные отделы по гражданству и миграции органов внутренних дел, как только приедут. Там же они получат и консультации. По нашей статистике, спрашивают о правовом положении иностранных граждан в нашей стране ежедневно 300 человек. Неудивительно, что нагрузка в ОГИМ возросла. Поэтому мы выделили специальных сотрудников, которые отвечают за работу с гражданами Украины. Никаких лимитов и ограничений для них нет. Всем будем помогать в расселении, трудоустройстве, оказывать необходимую помощь. Благо появился Указ Президента «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь», который облегчил административные процедуры, освободил от уплаты госпошлин... Благодаря указу разрешен весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются граждане Украины. Может, там и не прописаны индивидуальные случаи. Но есть самые насущные вопросы: возможность обучения для детей, подтверждения дипломов, обеспечения жильем и работой.

Советская Белоруссия №166 (24547). Вторник, 2 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter