Время собирать кадры

Как подготовить современного рабочего, чтобы он чувствовал престижность и востребованность своей профессии, а страна успешно двигалась по пути модернизации?

Как подготовить современного рабочего, чтобы он чувствовал престижность и востребованность своей профессии, а страна успешно двигалась по пути модернизации?

Об этом шла речь на международной конференции “Профессиональное образование в условиях глобальных вызовов”, которая проходит в Минске с участием экспертов из тридцати стран, прибывших для обсуждения инноваций, поиска нестандартных решений актуальной для большинства стран проблемы — воспроизводства качественных трудовых ресурсов в условиях глобальных вызовов.

Проблема актуальная и для нашей страны, особенно сейчас, когда предприятия идут по пути инноваций и модернизации. Это отмечается и в поздравлении, направленном участникам форума Президентом Беларуси Александром Лукашенко, которое на открытии форума зачитал первый заместитель главы Администрации Президента Александр Радьков. “Современные, прекрасно подготовленные, влюбленные в свою профессию кадры являются одним из важнейших слагаемых успешной модернизации производства и выхода на новые рубежи в социально-экономическом развитии страны. Поэтому в Беларуси подготовка квалифицированных рабочих и специалистов всегда была и остается предметом приоритетной государственной заботы. Мы гордимся тем, что сумели сохранить и укрепить национальную систему профессионального образования, обеспечить ее совершенствование с учетом потребностей суверенной Беларуси”, — говорится в поздравлении Президента.

Александр Радьков отметил, что в Советском Союзе практиковалось размещение производств в Беларуси, Украине, странах Балтии. “Когда мы стали суверенной страной, то пришлось решать: оставить или уйти от этих производств. Задача была непростая. В небольшой Беларуси удалось сохранить тракторный, металлургический, автомобильные, телевизионные заводы, нефтехимическую промышленность. И для всех производств мы сами готовили и готовим рабочие кадры”, — подчеркнул Александр Радьков. При этом он заметил, что некоторые рабочие места на современных предприятиях сейчас требуют не просто рабочего, а специалиста с высшим образованием: “На данный момент стоит задача — решить, как готовить современного рабочего. Ведь пока студент учится, за пять лет технологии меняются принципиально, значит, надо думать, как задействовать в подготовке специалистов само производство”.

По мнению Александра Радькова, нужно проанализировать и число учебных заведений, и качество подготовки их выпускников. Есть предложения объединить профтехучилища и колледжи. Этот вопрос тоже нуждается в глубоком анализе, так как подготовка рабочих отличается от подготовки специалистов-управленцев среднего звена — бригадира, мастера, технолога.

Министр образования нашей страны Сергей Маскевич отметил еще одну тенденцию, продиктованную временем: в Беларуси работодатели начинают понимать необходимость инвестировать в развитие человеческого капитала, в образование, в создание условий для проведения занятий с учащимися и студентами прямо на производстве. Необходимо готовить кадры при непосредственном участии производств, ведь там модернизация проходит быстрее, и учащийся может изучить современное производство “с колес”. Сергей Маскевич считает, что и учреждения образования обязаны в современных условиях быть готовыми к совместной работе с компаниями, предприятиями — заказчиками кадров.

Одним из основополагающих принципов государственной образовательной политики Беларуси всегда было стремление к интеграции в мировую образовательную систему при сохранении собственных национальных достижений и традиций, подчеркнул первый заместитель министра образования Александр Жук. Ведь в настоящее время свыше 70 процентов произведенной в стране продукции отправляется на экспорт. А экспортно ориентированная экономика требует профессиональной подготовки кадров мирового класса. Сама же сфера образования становится одним из крупнейших секторов мировой экономики.

Наша страна имеет сравнительно высокие основные международные показатели в развитии образования. По индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимает 50-е место в мире. Но все больше внимания человек обращает на характер своего труда, его значимость, востребованность, престижность. Повышение международной конкурентоспособности отечественной профессиональной школы, ее успешное интегрирование в мировую образовательную систему стало для Беларуси национальной задачей, отмечали на конференции представители нашей страны. Мировой опыт здесь, несомненно, важен, но собственные наработки, идеи, их практическое применение важны не менее. Именно этим вопросам и посвящен совместный проект “Народной газеты” и Министерства образования Беларуси “Сами с умными руками”, который мы начали в минувшем году. Ведь, как отмечали участники конференции, современному человеку образование высокого качества необходимо не только для достойного заработка или карьерного роста, но и для качества жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter