Депутат — о подготовке техники к посевной кампании

Время подтянуть райагросервисы

Не так давно произошло знаковое событие: холдинг МТЗ выпустил четырехмиллионный трактор. Символично, что номер модели — 2022. По сравнению с первым образцом, который сошел с конвейера, это настоящая махина в смысле технологического прогресса. Если сорок лет назад в стоимости трактора было 5 процентов инноваций и 95 — материалов, сейчас все иначе. Грубо говоря, тогда его можно было собрать в гараже на коленке. В современных моделях доля инновационных технологий где-то 50—60 процентов, и только половина — металл, масла и другие элементы. Компьютер, гидравлика — все изменилось. Возможно, через десятилетие этот процент достигнет 90, ведь наши тракторостроители уже тестируют беспилотную технику и самоходные модели. И ключевой вопрос: а нужно ли менять подходы к ремонту сельхозмашин? Звучит он особенно актуально сейчас.

По данным Минсельхозпрода, в хозяйствах на начало 2022-го 37 тысяч тракторов, из них 7 тысяч энергонасыщенных, 9 зерноуборочных комбайнов и 4 тысячи кормо­уборочных. За прошлый год предприятия рес­публики получили 471 трактор, 191 комбайн, около 90 кормоуборочных. Не раз обсуждал с коллегами по аграрному сектору качество наших тракторов и иностранных. Бытует мнение, что местные хуже и чаще ломаются. Однако если посмотреть статистику, картина сложнее. В слабом хозяйстве, где не хватает инженерных кадров, денег на обслуживание техники, сельхозмашины чаще ломаются и простаивают. В сильном же отечественные работают на уровне иностранных аналогов. Очевидно, что для обслуживания инновационной техники требуется специальное оборудование и кадры. Рядовой тракторист даже масло не поменяет в современной энергонасыщенной машине.

И что получается? С одной стороны, жалуемся: нужны механизаторы. С другой — в некоторых хозяйствах ремонт занимает 60 процентов рабочего времени. Если бы трактор не стоял, а пахал, не нужно было бы искать дополнительно людей. Отремонтировали зимой — отработали девять месяцев. 50 процентов простоя из-за неправильного и некачественного ремонта. А что с иностранной техникой? Дилер ставит ее на обслуживание и не позволит использовать, если не залито правильное масло, не пройдено вовремя техобслуживание. У нашей же, случается, закончился моторесурс, а руководитель все равно отправляет в поле. И здесь слово за райагросервисами.

В этом году государство выделило около 100 миллионов рублей кредитных средств на ремонт техники, ими могут воспользоваться сельхозорганизации. На Гомельщине уже получили 15 миллионов на покупку запчастей. Недавно работал в регионе, наблюдал, как в одном из хозяйств проходит техосмотр. Ему выделили около 20 тысяч рублей на покупку запчастей. 70 процентов техники на тот момент было готово, оставалась только энергонасыщенная. Для нее необходимо специальное оборудование, рядовой тракторист и даже инженер не смогут провести простую диагностику. А агросервис этого района не дилер завода-производителя. Вот и придется гнать технику за 100 километров в областной центр (для сравнения: агросервис всего в 10 километрах от хозяйства). 

Вторая проблема, о которой часто слышу от практиков, — для покупки запчасти нужно провести тендер. А это пакет документов, время, да и заводы мелкими запчастями не занимаются. В итоге все равно прибыль получают посредники.

Все эти деньги, по моему мнению, нужно распределять государственным агросервисам. Для МАЗа, МТЗ и «Гомсельмаша» (а это 90 процентов отечественной сельхозтехники) они могли бы стать дилерами и посредниками в реализации запчастей, организовать тех­обслуживание в своей зоне. 

Давайте посмотрим. В каждой области около 10 таких базовых организаций, всего в республике их 46 плюс 6 областных. Каждый мог бы занять свою нишу. Деньги достались бы не частнику и перекупщику, а агросервису — техническому центру. Такая практика действует в некоторых регионах. 19 базовых организаций РО «Бел­агросервис» уже выступают как дилеры МТЗ, 16 — «Гомсельмаша». 

Два слова про то, как работают частные конкуренты. Не имея своей базы, нередко прямо на месте в хозяйстве пользуются мастерской, при этом диктуют цену. Гнать технику дорого — приходится соглашаться.

Доставшаяся нам в наследство система райагросервисов — это примерно то же самое, что сеть медицинских учреждений. Пришла пандемия коронавируса, и они нас спасли, работа не остановилась, врачи справились. Если подтянем райагросервисы, они смогут технически обслуживать тракторы, комбайны и обеспечат их работу. Базы и мастерские есть. Нужно только обучить людей и поставить диагностическое оборудование, как на заводе. Тогда не пришлось бы кричать об аврале накануне посевной. Насколько мне известно, процент готовности энергонасыщенных тракторов ниже, чем у обычных. 

Еще один нюанс — средства на закупку техники в лизинг проходят через банковские структуры. Прежде этим также занималось РО «Белагросервис». Изменили данную систему из-за того, что платежеспособность хозяйств была под вопросом. Сейчас ситуация другая. За прошлый год государство потратило 624 миллиона рублей на закупку техники в лизинг, и в нынешнем будет не меньше. Даже 1 процент от этой суммы — немалые деньги, которые могли бы поддержать систему райагросервисов. 

Резюмируя, подчеркну: мы выходим на новый уровень технологий в сельском хозяйстве. Каждого инженера не отправишь на МТЗ или «Гомсельмаш» для переобучения, а инноваций все больше. Вспомните: когда в советское время у многих были «Жигули», мужики в каждом дворе сами чинили эту машину. Сейчас даже ремонтные мастерские специализируются на разных марках автомобилей. Так и с тракторами. Имея в хозяйствах больше 90 процентов оте­чественных сельхозмашин, нужно создать свою дилерскую систему для продажи запчастей и обслуживания техники. Еще осенью Президент сказал, что в районах необходимо восстановить предприятия, занимающиеся эксплуатацией, снабжением запасными частями и ремонтом сельскохозяйственной техники: «В будущем году каждый губернатор будет сдавать экзамен на предмет возрождения сельхозтехник, вот этих райагросервисов. Они нужны для сельского хозяйства». И с этим нельзя спорить.

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter