Время больших перемен

Покинув два года назад пост председателя крепкого колхоза, он принял скромный по всем показателям завод. Что из этого вышло — тема беседы с директором.
“Чем круче подъем, тем увереннее силы”

Представляем собеседника

3.jpgНиколай Михайлович Шифрин родился в 1953 году в деревне Корзуны Червенского района.
Окончил Смиловичский зооветтехникум и Белорусскую сельхозакадемию, агроном.
Свою трудовую деятельность Николай Михайлович начинал в 1972 году помощником бригадира колхоза имени Фрунзе Червенского района. Здесь работал агрономом-семеноводом, заместителем председателя, а с декабря 1978 года — председателем колхоза.
В марте 2004 года Николай Шифрин назначен директором ЧУП “Червенский овощесушильный завод”.
Депутат Валевачевского сельского Совета и Червенского районного Совета. Награжден медалью “За трудовое отличие”, Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь.
У Николая Михайловича и его жены Галины Николаевны четверо взрослых детей: Александр — председатель СПК “Черноград-Агро” Червенского района (сменил на этом посту отца), Виталий — пчеловод этого хозяйства, Валерий —   инженер ЧУП “Червенский овощесушильный завод”. Дочь Елена работает в Минске экономистом РУП “Беллифт”.
Хобби Николая Михайловича — рыбалка, спорт, баня, занятия с внуками, которых у него восемь.

Приглашение одного из руководителей Минского облпотребсоюза посетить Червенский овощесушильный завод и посмотреть, как за последние годы изменилось его лицо, экономика, социальное устройство, было не случайным. Мой собеседник очень хорошо знает червенское предприятие, не забыл добрым словом вспомнить прежнего руководителя, который долгие годы уверенно держал на плаву свой “корабль”, пока не “сошел на берег” за выслугу лет.
Сейчас на командирском мостике Николай Михайлович Шифрин, прошедший суровую школу жизни, проработавший 25 лет председателем преуспевающего в Червенском районе хозяйства. Смена “формы” не помешала ему держать курс, взятый на предприятии его предшественником. Хотя в наследство получил устаревшее производство и закрытый счет...
Новый руководитель не стал экспериментировать, менять команду и “маршрут” овощесушильного завода. По-прежнему “экипажу” ставилась задача выдавать продукцию высокого качества в необходимом ассортименте. “А вот темпы производства, — сказал своим подчиненным Николай Шифрин, — придется увеличить. Обновлять производство будем на ходу”. Его расчет был прост: за счет роста выпуска и реализации высококачественной продукции, пользующейся спросом не только в Червенском районе,  увеличить доходы предприятия, а оборотные средства направить на развитие производства и улучшение благосостояния коллектива.
Как показало время, взятое направление было правильным. За два года Червенский овощесушильный завод под руководством Н.М.Шифрина удвоил выпуск потребительских товаров. Не пострадало и их качество. Балансовая прибыль увеличилась в полтора раза, а среднемесячная зарплата работающих на заводе с 281 тысячи рублей в 2003 году уверенно поднялась до 485 тысяч и стала одной из самых высоких в Червене.
Словом, жизнь на предприятии изменилась в лучшую сторону, стала интереснее и содержательнее.
Конечно, романтичные представления Николая Михайловича о будущем овощесушильного приобретают заметные очертания. Ни у кого на предприятии нет сомнения, что в успехах коллектива огромная роль его руководителя. Настойчивость в достижении цели, требовательность к подчиненным, исключительная работоспособность — качества, приобретенные Николаем Шифриным еще в колхозе, донельзя пригодились на заводе. Хотя, в принципе, характер как старого, так и нового производства весьма схож: там и здесь дело имеешь с сельхозпродукцией. Разница в одном: в поле ее выращиваешь, на заводе перерабатываешь.

Наша справка

На карте Червеня овощесушильный завод появился практически полвека назад и все минувшие годы специализировался на выпуске сушеных картофеля и овощей, картофельного крахмала, плодово-ягодного киселя, безалкогольных напитков, плодовых вин.
Основные объемы производства припадают на плодово-ягодные вина, и, конечно же, на данном этапе изменить соотношение в пользу безалкогольной продукции предприятие не в состоянии. Выпуск вина, причем неплохого качества, позволяет круглый год обеспечивать коллектив работой, расширять рынок и увеличивать прибыль.
В системе потребкооперации республики частное унитарное предприятие “Червенский овощесушильный завод” — одно из лучших.

Взгляд в будущее

— Жизнь не стоит на месте, — говорит Николай Михайлович, — надо развиваться. Перспективным для нашего предприятия считаю освоение производства принципиально нового вида продукции — ржаного солода. Он не требует использования сложных технологий, имеет высокую рентабельность. Для выпуска солода мы использовали часть имеющегося на заводе оборудования. И, что очень важно, потребность в ржаном солоде, который идет на выпечку лучших сортов хлеба, испытывают предприятия хлебпрома, поэтому проблем с его реализацией, я думаю, не будет. Пробную партию мы изготовили и отправили на минский хлебозавод № 1. Там сказали, что он устраивает их.
— Сколько же вы планируете выпускать ржаного солода?
— До трехсот тонн в год. Первая продукция сойдет с новой линии уже в этом году. В августе запланировали получить первые 30 тонн солода.
— Выгодно будет его производить?
— Мы сделали расчеты и пришли к выводу, что рентабельность новой продукции составит не менее 50 процентов. Надеемся, что солод найдет покупателя не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Уже было несколько телефонных звонков из России, спрашивают, когда будет налажено его производство.
— Что еще, кроме ржаного солода, может появиться в ассортименте продукции Червенского овощесушильного завода?
— Задумки на будущее есть. Почему бы, скажем, не взять в аренду гектаров пять земли и не выращивать укроп, петрушку, сельдерей и другие пряные культуры? Я по образованию агроном, и заниматься огородничеством нам не составит большого труда. Да и с землей проблем не будет. Собрав и переработав урожай, можно получить пряности высокого качества. Их много завозится извне и не всегда нужного качества, поэтому отечественные потребители охотно воспользуются нашими услугами и будут покупать пряности в Червене.
Если получится с выращиванием зелени, там, гляди, и на картофель замахнемся... Но это пока мечты.
— Говорят, в Червене очень вкусный хлебный квас. И это не мечта гурмана, а явь...
— Это точно. У нас есть свои секреты его изготовления. Причем наш квас, реализуемый в емкостях, в два раза дешевле, чем в Минске. Летом его производство увеличивается втрое.
Обдумываем идею выпуска кваса в пластиковых бутылках, как это делают некоторые предприятия пищепрома. Это удобно для покупателей и выгодно для нас, так как рентабельность этого вида производства значительно выше.

Информация к размышлению

За последние два года на овощесушильном заводе освоен выпуск десяти новых видов продукции. Это газированные безалкогольные напитки “Сластена”, “Грушевый”, “Яблоко”, “Клубника”, “Черная смородина” и другие. Обновился ассортимент и плодово-ягодных вин.
— Не будут ли забыты ваши традиционные изделия — сушеный картофель и овощи?
— Отказываться от них рано — есть заказы из России. Производство сушеного картофеля и овощей — дело сезонное, мы перерабатываем их лишь с сентября до февраля, пока они еще сохраняют свои кондиции. Это является минусом, так как почти полгода людей нечем занять. Нынче будем исправлять положение. Смонтируем новую сушилку, производительность которой в два раза выше прежней. С ее помощью кроме сухого картофеля можно будет дополнительно производить сухофрукты, сушить морковь, лук, столовую свеклу. Этот набор продуктов мы планируем запустить на конвейер с началом сбора урожая этого года. Если возрастут объемы, будет реализация, естественно, прибавится и прибыль, появятся новые рабочие места. Выгода очевидна, с какой стороны ни смотри.

Гарантируем качество

— Николай Михайлович, вы не назвали всех своих основных потребителей.
— Заказчики нашей продукции — райпотребобщества Минской области. Заключаем также прямые договора с торговыми предприятиями Минска, Слуцка, Бобруйска, Полоцка... В основном отгружаем туда вина, которые в производственной программе занимают 80 процентов всех объемов. Минеральную воду и безалкогольные напитки в основном реализуем в Червенском районе, крахмал, плодово-ягодный кисель, сушеный картофель, овощи — в России. На складах наш товар не залеживается.
— Государство ставит задачу наладить в республике выпуск хороших вин, чтобы сократить их ввоз из других стран. Вы включились в эту работу?
— Нам тоже поставлена задача производить вина улучшенного качества. За свою продукцию краснеть не приходится — качество соответствует стандартам. Самое главное, что червенские вина — натуральные, со строго выдержанной технологией сбраживания в течение 30 суток. И потому спрос на них на внутреннем рынке растет.
— Двигатель прогресса — обновление производства. От того, как идет этот процесс на заводе, зависят объемы и качество продукции, в том числе и вина.
— В этом плане у нас уже многое сделано. Завершается строительство хранилища виноматериалов, для которого найдено оригинальное решение. Емкости для виноматериалов установлены в полуподвальном помещении, т.е. ниже уровня земли, что поможет с минимальными затратами поддерживать нужный температурный режим. Сверху разместятся складские помещения, и таким образом будет рационально использована территория предприятия, которому недостает производственных площадей.
Проведена реконструкция спиртохранилища, линии по переработке вина. Изыскиваем средства для замены оборудования для мойки бутылок.
Как известно, добротное плодово-ягодное вино можно получить, имея в своем распоряжении хорошую основу его — сок. Раньше яблочный сок мы закупали на стороне, и это не давало гарантии его качества, а также существенно снижало рентабельность получаемого продукта. Немедля занялись проблемой выпуска собственного сока. Оборудование для этого начали монтировать в 2004 году под открытым небом и за осень сумели переработать 900 тонн яблок.
В прошлом году переработали еще больше — 1354 тонны яблок, на 90 процентов обеспечив соком собственные потребности.
В этом году в случае хорошего урожая яблок организуем переработку их в три смены с тем, чтобы в сутки производить сто тонн сока. Раньше выпускали 50 тонн. Хранилище яблок увеличено в два раза, и в период заготовок не будет сдерживаться приемка урожая, что, к сожалению, раньше случалось. Таким образом, проблема обеспечения соком будет снята.
— В выпуске продуктов питания большое значение имеет сырье. Кто вам его поставляет? Есть ли претензии?
— Картофель в прошлом году привозили хозяйства и население Червенского, Березинского, Пуховичского и других районов. Стандартные, хорошие клубни, больших нареканий не было. Яблоки для производства сока поставляют коопзаготпромы и райпо Минского облпотребсоюза.
— Кому вы отдаете предпочтение в заготовках картофеля, плодов и ягод — сельхозпредприятиям или населению?
— Не имеет разницы, важно, чтобы они отвечали высокому качеству. Нынче планируем закупить 1,5 тысячи тонн яблок, а также 750 тонн картофеля. От кого их ждем? И от сельхозпредприятий, и от населения. Важно и то, что завод, как всегда, будет своевременно рассчитываться за принятую сельхозпродукцию.
— На любом производстве качество продукции на первом плане. Как видно, у вас к нему отношение особое?
— Безусловно. За всю историю завода у нас не было возврата продукции. Этим все сказано.

Надежный контакт

— Как часто беспокоят работники санстанции, госстандарта?
— Очень часто представители этих служб наведываются к нам, ведь не веники вяжем, а продукты питания выпускаем. Друг друга понимаем. В декабре минувшего года была плановая проверка отдела стандартизации. Очень серьезный экзамен успешно выдержан — ни одного замечания по всем товарам.
— Ваше предприятие входит в систему потребкооперации. Каковы отношения с Белкоопсоюзом, облпотребсоюзом?
— Самые тесные. В прошлом году Белкоопсоюз выделил из инновационного фонда 88 миллионов рублей на установку емкостей, за что большое спасибо. В этом году потребность в финансах огромная — готовим к сдаче линию по выпуску минеральной воды, надеемся на поддержку.
Конечно, в первую очередь мы делаем ставку на собственные деньги. Но их, как я уже сказал, для реконструкции производства недостает. Потребители нашей продукции, а это преимущественно райпо, задолжали нам около миллиарда рублей. Как компенсировать дефицит? Думаю, у нас есть убедительные аргументы для получения средств из отраслевого инновационного фонда, фонда занятости, кредитов банка.

Говорящие цифры

В первом квартале этого года на предприятии выпущено 19,1 тысячи декалитров безалкогольных напитков (127,3 процента к прошлому году), 80 600 бутылок минеральной воды (133,2%), 59,5 тысячи декалитров плодово-ягодных вин (114,4%). Всего изготовлено потребительских товаров на 1143,2 миллиона рублей (108,8%).
Прибыль — 159 миллионов рублей (143,2%). Уровень рентабельности — 19,5 процента. Средняя зарплата — 575 тысяч рублей.
— Не жалеете, что перешли на работу в город, покинув хороший колхоз?
— Первые дни привыкать к новой работе было очень трудно. Ведь сельскому хозяйству отдал 32 года, 25 из которых был председателем колхоза. Полностью освоился, можно сказать, когда понял, что много схожего в работе колхоза и завода. Переработка продукции, например, экономика, финансы...
— Говорят, пост председателя колхоза занял ваш сын. Он не подвел отца?
— Думаю, что Саша нашел свое призвание. Я слежу за сводками, интересуюсь его работой у начальника райсельхозпрода. СПК “Черноград-Агро”, которым руководит сын, занимает в районе достойное место.
— Какие заботы наиболее волнуют вас сегодня?
— Прежде всего освоение выпуска ржаного солода. Далее — реконструкция цеха первичного виноделия, склада готовой продукции, линий по сушке картофеля, производству минеральной воды... Разве не может болеть голова, если на все это надо найти не менее миллиарда рублей.
А еще я хочу, чтобы коллектив достойно встретил и красиво отметил 50-летие образования завода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter