История одной фотографии ученого Радима Гавриловича Горецкого

Времен связующая нить

Радим Гаврилович Горецкий...

Произнес фамилию, имя, отчество — и сразу шлейф ассоциаций, время начинает клубиться, как облака грозовые над притихшей землей. Раскаты грома слышны. И понимаешь, а скорее, чувствуешь, что все мы, живущие и жившие на этой земле, скованы одной цепью. И не вырваться... Да, и еще, но это снова метафора: думая о Радиме Горецком, постигаешь тектонические сдвиги. И не только потому, что он выдающийся ученый, академик, геолог, посвятивший свою жизнь изучению нашей планеты.

фото евгения коктыша

Когда Радим Гаврилович говорит, то его хочется слушать и слушать, и неважно, о чем он рассказывает. Это может быть памятная встреча с известным художником, писателем, ученым, о книге, картине, погоде, выставке, музыке, истории...

Именно от него я услышал рассказ о любви. Настолько невероятный, что, поведай кто иной подобное, заподозрил бы в выдумке.

Но говорил Радим Гаврилович о своих родителях.

Когда его отца (знаменитого ученого, академика, младшего брата писателя Максима Горецкого) приговорили к очередному лагерному сроку, то его мама вместе с детьми поехала за ним и смогла снять маленькую комнатушку в поселке рядом с лагерем. Жить там было невыносимо, условия жуткие, но зато хоть иногда она могла видеть мужа в колонне заключенных, когда тех конвоировали на работу или с работы. Однажды Гаврила смог передать через вольнонаемного маленькую записку. Лариса прочла ее: лагерь невыносим, страдания безмерны, терпение кончилось, жить не хочется, а потому постарайся передать мне лезвие.

Лариса плакала всю ночь, мучилась, терзалась, а на рассвете подпорола воротник рубашки и зашила туда половинку лезвия. И Гаврила в лагерном бараке, на нарах, всю ночь не спал — думал. Он был уверен, что лезвие жена не передаст, потому что сильно его любит, а потому стал придумывать другие способы, чтобы покончить с собой и прекратить лагерные страдания.

Когда принесли передачу с воли, он ощупал швы, манжеты и воротник рубашки. Нашел половинку лезвия! Понял, как сильно жена его любит! И еще осознал, что не имеет права обмануть ее любовь и ожидание. Он смог выжить.

Академику Радиму Горецкому 89 лет! Но он улыбается, шутит, поддерживая своим удивительным оптимизмом и мудрыми советами современную молодежь. В конце прошлого года я видел его в художественном музее на открытии выставки. Он рассказывал о прошлом, как о настоящем. И я тогда подумал, что такие люди и являются связующими нитями времен — прошлого и будущего.

На черно–белом фото, сделанном Евгением Коктышем, известный ученый Радим Горецкий увлеченно говорит. Наверняка о чем–то невероятно важном и интересном.

ladzimir@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter