Театры неожиданно получили возможность напомнить о своем славном прошлом

Вперед в прошлое

Известно, что в некоторых учреждениях культуры худсоветы в прежней своей форме волевым решением упразднены. А порой так хочется поспорить и подискутировать о чем-то серьезном и наболевшем. В новой рубрике «Худсовет» мы попытаемся взглянуть на значимые культурные и общественные события непредвзято и аргументированно, оставляя читателю право прислушиваться к нашим «советам» или нет.
«Прошлое есть у всех: у людей, у городов, какое бы оно ни было, — говорила героиня комедии «По семейным обстоятельствам» в исполнении Евгении Ханаевой и ядовито уточняла у нашей землячки Галины Польских: — Вот вы, например. Ведь вы уже были замужем?..» Есть прошлое и у творческих коллективов, в том числе у театров. Какие-то эпизоды из него принято называть «славными страницами». Какие-то самокритично можно назвать «периодом безвременья». А о чем-то можно интеллигентно промолчать. Сквозь романтическую дымку лет многое не кажется таким уж драматичным и безысходным, у воспоминаний появляется элитарный привкус ретро. Самое время и театрам в период коронавируса перейти в онлайн-формат...

Прошлое может становиться как прекрасным источником вдохновения, фундаментом для создания имиджа театра, так и тормозом для его дальнейшего развития. Чрезмерное фиксирование на былых победах иногда переходит в регресс, мешает росту. Иные коллективы возводят свое прошлое в культ, сотрясая воздух именами и фамилиями. Остается только учтиво снять шляпу. И удалиться в тишине. Так, недавно МХАТ имени М. Горького восстановил спектакль «Три сестры» в том виде, в каком его ставил Владимир Немирович-Данченко. Широкий художественный жест, неслыханная театральная реконструкция. Правда, ее результат и задачи привели некоторых театралов, в частности, известного театроведа Алексея Бартошевича, в легкое замешательство. Все же театр не может становиться музеем. Лучше с любым прошлым соблюдать дистанцию.

Сейчас театры получили уникальную возможность вновь напомнить о своих знаковых спектаклях прошлых лет и показывать их видеозаписи онлайн. Лучшего способа, пожалуй, и не придумаешь. Не надо никаких реконструкций. Если раньше этим пластом интересовались только профессионалы, забредая на специализированные каналы, сейчас постановки прошлых лет и разнообразные архивные записи массово пришли в интернет и потребовали: посмотрите нас! Многие театры выкладывают свои архивы в сегодняшней ситуации в открытый доступ. И оказывается, как много сделано! Но еще больше — забыто. На нашем сайте sb.by и в соцсетях стартовал онлайн-марафон #БеларусьБЕЗcovid. Во время этой «Театральной недели с «СБ» можно будет увидеть интересные белорусские спектакли.

Прекрасный шанс вспомнить пройденные вехи, чтобы снова наполнилось сердце гордостью. Оставим за скобками классические вещи, такие как «Дальше — тишина» или «Соло для часов с боем», наши «Страсти по Авдею» или «Сотворение мира», многие наверняка смотрели их телевизионные версии. Но вот лирический спектакль «Бегущие странники» нашего земляка Леонида Хейфеца с молодым Александром Домогаровым 1999 года выпуска явно видели не все, как и роскошную театральную фантазию Андрея Могучего Circo Ambulante с участием Лии Ахеджаковой и Альберта Филозова.

Настоящая театральная и культурная «перезагрузка» должна дать свой эффект. Время задать неудобные вопросы: не повторяемся ли мы? Не было ли это уже кем-то открыто и найдено до нас? Для этого, правда, надо быть честным и объективным по отношению к самим себе, а это чрезвычайно сложно.

В Купаловском театре на этой неделе стартовал проект «Купалаўскі дома» с показами архивных спектаклей, капустников, творческих встреч артистов и других видеозаписей. Те, кто в свое время пропустил, смогли посмотреть творческий вечер недавней юбилярши заслуженной артистки Беларуси Тамары Мироновой, постановки «Офіс» и «Хам». И это помимо того, что до этого уже с успехом прошел проект «Тыдзень Купалаўскага online». Неутомимым подвижником в популяризации театрального наследия своего родного театра имени Максима Горького является заслуженный артист Беларуси Андрей Душечкин — на его странице в соцсети можно найти немало ссылок на архивные записи и спектакли.

Вопрос, равноценен ли онлайн-просмотр живому посещению спектакля, оставим за скобками. Дорога ложка к обеду, и все хорошо в меру. Сейчас нужно спорить не об особенностях вкуса, а восполнить пробелы в своих знаниях, почувствовать за своей спиной ровное и холодное дыхание традиции.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter