Возвращение легенды

Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси в 80-м сезоне делает ставку на белорусские традиции

Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси в 80-м сезоне делает ставку на белорусские традиции

О том, насколько сегодня интересен зрителю белорусский Театр оперы и балета, можно судить по пустующим стульям в зале во время спектаклей. Их здесь попросту нет! Все билеты раскупаются задолго до дня представления. И неудивительно. Прийти в театр стоит уже только для того, чтобы восхититься и внешним величием, и внутренним убранством реконструированного здания. Но главное все же – сами постановки. Качественные, современные, захватывающие… В репертуаре – Жорж Бизе,  Джузеппе Верди,  Джакомо Пуччини, Джоаккино Россини, Пьетро Масканьи, Морис Равель… Но в свой юбилейный сезон театр решил сделать акцент на постановках с национальным колоритом.

На сцене премьера – опера «Седая легенда» композитора Дмитрия Смольского по произведению классика белорусской литературы Владимира Короткевича. Опера уже шла в белорусском Театре оперы и балета более 30 лет назад. Поэтому сегодня – ее второе пришествие на сцену Большого театра.    

Первая постановка «Седой легенды» состоялась в 1978 году. Еще тогда опера вызывала большой интерес у зрителя. Простой, но одновременно такой драматичный сюжет, рассказанный Короткевичем, просто не мог, да и не может оставить кого-либо равнодушным.

События «Седой легенды» происходят в окрестностях Могилева в начале XVII столетия. На свадьбу аристократа Кизгайло спешит его старинный друг Роман Ракутович. Только не радуется его приезду невеста Любка, предчувствуя надвигающуюся беду... Во время пиршества Роман признается Кизгайло, что безумно влюблен в его крепостную девушку Ирину, и просит друга отдать ее ему, чтобы взять в жены. Кизгайло ошеломлен: как родовитый шляхтич может совершить такое святотатство и повести в храм крепостную? Но уговоры Романа так настойчивы, что Кизгайло дает согласие. Услышав о решении мужа, Любка яростно противится ему и запрещает освобождать девушку. Более того – заставляет Кизгайло отправить Ирину в тюрьму в Могилев.

Роман, страшно разозлившись на Кизгайло, идет с войском на его замок. Во время схватки Кизгайло гибнет. А Любка, которая и уговорила мужа заточить холопку Ирину в тюрьму, признается Роману в своей безмерной, горькой любви к нему и просит подарить ей сына, чтобы не прервался со смертью Кизгайло славный род. Однако сердце Романа только с Ириной, за которой он отправляется в Могилев. Войско Романа выступает в поход, принимает бой и терпит поражение. Роман пленен, его ждет страшное наказание – его приговаривают к отсечению руки. Любка требует, чтобы Ирина отказалась от Романа, отдала его ей. Иначе и она, холопка, потерпит наказание – ее лишат зрения. Но Ирина отвергает все мольбы и угрозы – она никогда не оставит Романа и не предаст свою любовь.

В последнем эпизоде Роман и Ирина подвергаются наказаниям. С ужасом и болью горожане Могилева переживают муки Романа и Ирины. Но никто и ничто не способно уничтожить их прекрасное чувство…

Очевидно, то, что появилось на сцене в XXI веке, явно отличается от образца 70-х годов века прошлого. Новые люди, новые возможности, новые идеи. Все, кто работал над постановкой, постарались, чтобы опера звучала не только по-новому, но и современно. В работе приняли участие народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси композитор Дмитрий Смольский, дирижер, заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, режиссер Михаил Панджавидзе, художник Александр Костюченко, лучшие отечественные актеры и исполнители.

Постановщики постарались использовать и как можно больше возможностей современной сцены. В спектакле в качестве артистов-каскадеров задействована большая группа спортсменов Белорусской федерации шотокан каратэ-до. Согласно сюжету, спортсмены, играющие участников крестьянского восстания, штурмуют шляхетский замок, который обороняют швейцарские наемники.

– Белорусские оперы всегда были достойными, – отмечает главный хормейстер театра Нина Ломанович. – Но то, что происходит сейчас, описать трудно: три часа репетиции проходят как несколько минут! Это очень яркое национальное произведение.

Как признался генеральный директор театра Владимир Гридюшко, своим спектаклем «Седая легенда» сотрудники театра стремились показать, что белорусские оперы не менее интересны, чем зарубежные. К слову, «Седая легенда» – не единственная «белорусская» премьера Большого театра в этом сезоне. На июнь 2013 года запланирована мировая премьера балета с внушительной национальной составляющей – «Князь Витовт». Кроме того, на сцене театра уже не один год идут опера Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» и балет «Страсти» («Рогнеда») Андрея Мдивани, ярко и захватывающе раскрывающие зрителю страницы белорусской истории.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter