Возвращается Вовочка из школы…

Почему поход за знаниями для многих учеников сродни наказанию?

Почему поход за знаниями для многих учеников и их родителей сродни наказанию?

Сын одной моей знакомой каждый раз перед походом в школу заболевает. То голова у него болит, то живот, то температура поднимается. И ведь не притворяется, ему и в самом деле нехорошо: тошнит, знобит, живот крутит… Правда, как сказали бы медики, проблема эта не соматическая, а исключительно психологическая. Так организм реагирует на страх перед школой.

Но почему? Ведь нормальный парень: не отличник, но и не двоечник, не хулиган, но и не тихоня. То есть видимых причин бояться учителей или одноклассников у него нет. Тем не менее каждый новый учебный день становится для него и для его мамы сущим кошмаром. И они далеко не одиноки в своей «школьной» беде.

Редкие родители сегодня не жалуются на то, что ноги не несут ребенка в храм науки. Утром, мол, собирается со скандалом, истерикой, угрозами и посулами, слезами и уговорами (нужное подчеркнуть). И зачастую это не зависит ни от возраста, ни от пола ребенка, ни от его характера, способностей и даже от того, какие оценки он приносит из школы в своем дневнике.

Между тем обычно первый раз в первый класс дети идут с удовольствием. Ждут этого события, готовятся, изводят родителей вопросом: «Ну когда я уже стану учеником?!» Так что же происходит потом? Почему эти радужные детские порывы практически сразу разбиваются о школьный быт?

Психологи называют несколько возможных причин. Это конфликт с одноклассниками или учителем, неспособность к каким-то определенным учебным предметам, низкая самооценка и комплексы, а также неготовность преодолевать трудности. Естественно, учеба – это труд, и не все дети готовы справляться с природной ленью ради какой-то далекой и непонятной цели в виде получения качественного образования. И конфликты с одноклассниками вполне могут случиться. Но все же главную роль в негативном отношении ребенка к школе играют сами взрослые, родители и учителя.

Времена изменились, изменились и дети. А система образования осталась прежней. Конечно, школа развивается. Формы и методы совершенствуются. В процессе обучения используются компьютеры, интерактивные доски и прочие чудеса техники. Но система воспитания до сих пор почему-то ориентирована на детей из советского прошлого, которые дружно маршировали парами под горн и барабан и «по всей строгости закона» распекали двоечников на пионерских сборах. Кнут без пряника. Современный свободолюбивый ребенок кнута не понимает и не принимает. И это мне представляется нормальным и естественным: невозможно воспитать свободно мыслящую, активную и позитивную личность, если на протяжении одиннадцати лет обучения эту личность ломать и корежить.

Дети, говорят психологи, агрессивны не сами по себе, а лишь потому, что взрослые говорят с ними на языке насилия. И бунтуют они для того, чтобы оградить себя от агрессии, тем самым вызывая ее новый виток, который разрастается со временем как снежный ком. Подтверждений этому можно привести массу. Ну как можно относиться к учителю, который раздает на уроках подзатыльники, кричит и ставит двойки по предмету не за ответ, а за плохое поведение? Знавала я одну учительницу, которая лупила учеников линейкой. И другую, которая могла запустить в не в меру расшалившегося оболтуса книгой. Или порвать тетрадь, если работа была написана неаккуратно.

Я уже не говорю об унижении словом, которое время от времени практикуют некоторые учителя. Доходит до того, что кое-кто из взрослых направляет и поощряет негативное отношение ребят к их одноклассникам — двоечникам и нарушителям дисциплины. Результат очевиден: изгой или замыкается в себе, или начинает с утроенной энергией мстить своим обидчикам – как детям, так и учителям. И учителя, люди, изучавшие педагогику и психологию, не могут не понимать, что их агрессия может вызвать лишь ответную агрессию, и ничего больше. Чтобы потом оправиться от такого «воспитания», ребенку нужны душевные силы, помощь семьи и психологов. И даже в этом случае далеко не каждому это удается. Особенно если родители не готовы помочь ребенку, не понимают, что ему нужна помощь, или не знают, как это сделать.

И вот уже взрослые, которые сами загнали подростка в психологическую яму, удовлетворенно качают головой: «Я же говорил, что он пойдет по наклонной! Прогулы, дурная компания, сигареты, инспекция по делам несовершеннолетних… Не удивлюсь, если и до колонии докатится».

Конечно, учителей винить сложно. У них в каждом классе по тридцать Вовочек. И все норовят нарушить дисциплину, «забить» на уроки и наплевать на общественно полезный труд. А ведь у учителей, помимо уроков, масса дополнительных нагрузок: факультативы, олимпиады, городские и районные викторины и соревнования, отчеты в РОО и министерство... Какой уж при всем этом индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию и обучению?

Да и родители подливают масла в огонь. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!» Она не бьет, только пугает. Но это психологическое наказание может быть для ребенка не менее страшным, чем физическое.

Маме хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им стать в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, этот страх переходит на учителя и парализует волю в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать с места.

Поэтому психологи советуют всегда оставаться своему ребенку в первую очередь другом. Поддерживать его, помогать развивать способности. И если вдруг случатся проблемы в успеваемости и поведении, не спешить хвататься за ремень. А попытаться помочь… Ведь обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые родителями, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. И именно в наших с вами силах сделать их именно такими…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter