Возле полигона «Тростенецкий» в тестовом режиме заработал мусороперерабатывающий сортировочный завод

Возлюбите отбросы общества

Планируется, что, выйдя на проектную мощность, завод будет сортировать около 100 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год, то есть принимать в день около 50 спецмашин. Из этого количества ТКО намерены извлекать до 30 тысяч тонн вторсырья. Впрочем, это будет зависеть от того, что и как станут выбрасывать жители Минска. Корреспондент «Р» разбиралась в технологиях производства.

Прессы пакуют вторсырье в аккуратные кипы

Завод ждет рабочих

Одна из проблем «новорожденного» завода определилась уже на входе.

— А вы на работу устраиваться? – с надеждой интересуется дедушка-вахтер.

Киваю, чтобы не пускаться в долгие объяснения.

И дедушка тут же по рации с энтузиазмом докладывает начальству, что пришли устраиваться на работу. Рации – вынужденная мера, сотовая связь здесь оставляет желать много лучшего.

— Да, пока мы не набрали нужное количество людей, — подтверждает Алексей Тарарук, начальник производства. – Согласно проекту, в штатном расписании работающего в полную силу завода 170 человек. А пока, в тестовом режиме, трудятся немногим более тридцати.

Возможно, одна из причин, по которым нет очереди в отделе кадров, — удаленность завода от города. Не слишком велика и зарплата: предприятию нужно время, чтобы выйти на рентабельность.

Здание завода еще пахнет новостройкой: свежими бетонной стяжкой, шпатлевкой, штукатуркой… Из трех линий по сортировке мусора работают пока две. На их примере и знакомлюсь с технологией работы.

Ртуть в пакете
В день будут сортировать содержимое 50 грузовиков

Спецтранспорт с отходами заезжает на территорию завода через весовую. Взвешивание проводится для статистики – нужно же выяснить, какую долю вторсырья реально можно извлечь из «черного», то есть несортированного,  мусора. И сразу возникает вопрос о раздельном сборе отходов: горожане нередко жалуются, что мусор, старательно разнесенный ими по разным контейнерам, смешивается в недрах грузовика.

— Действительно, случается так, что содержимое контейнеров со стеклом, пластиком и бумагой забирает одна машина, — признает начальник производства. – Однако это ни в коем случае не значит, что можно отказаться от раздельного сбора! Страна придет к нему в любом случае, а нынешние конфузы связаны с логистикой: пока что бывает экономически нецелесообразно отправлять по отдельной машине, например, за ПЭТ-бутылками.

На весовой же установлено оборудование, которое проверяет груз спецтранспорта на радиоактивность.

Через огромные ворота мусоровоз въезжает в цех и высыпает содержимое кузова на пол. Погрузчик растаскивает груду отходов, чтобы легче было подсобным рабочим, которые выуживают из нее крупногабаритные предметы, ветошь, деревяшки – все, что может повредить конвейерную ленту. Древесина отправится в котельную, которая работает на твердых видах топлива, а отходы, не подлежащие переработке, захоронят на полигоне. Остальное загружается в пакеторазрыватель: специальное оборудование режет пакеты, в которых выбрасывает мусор большинство населения. Так облегчается труд работников предварительной сортировки.

Громадный цех не отапливается, однако для людей предусмотрены теплые климат-кабины. Сортировщики осматривают уже высвобожденные из мешков отходы. Не секрет, что в мусоре находят все, что угодно, – от банок с ртутью до снарядов. Кстати, для подобных случаев у каждого сортировщика есть кнопка экстренной остановки конвейера. Здесь же из общей массы извлекают стеклянную тару.

Пресс и «кофемолка»

После предварительной обработки конвейер подает мусор в так называемый грохот – барабан, как у стиральной машины, с отверстиями диаметром около 70 мм. В них просыпается мелкая фракция, которая для дальнейшей переработки не годится, – пищевые отходы, лоскутки, листва. Все это проезжает мимо магнитного сепаратора, который выхватит пробки и прочие мелкие металлические предметы, и прессуется в контейнере, чтобы потом отправиться на полигон.

Все, что осталось в грохоте, подается на чистовую сортировку. Кабины, где она происходит, рассчитаны на 14 человек и размещены на высоте семи метров над бункерами, принимающими вторсырье. Каждый из занятых на сортировке рабочих выбирает свое: белые полиэтиленовые бутылки, отдельно – цветные, прочую пластиковую тару, пленку, картон, алюминиевые банки. Из бункеров сырье поступает на два пресса, которые сотворяют из груды бумаги или кучи пластиковых бутылок аккуратные кипы.

— Вы тоже привыкли напиток выпить, а пластиковую бутылку пробкой завернуть и выбросить? – уточняет Алексей Анатольевич. – Так вот, нам нужно ее обязательно проколоть, прежде чем запрессовать, иначе произойдет взрыв. Для этого служит перфоратор, который выглядит как большая кофемолка.

Итальянские прессы оснащены механизмом выбора усилия сжатия, которое различается для каждого типа отходов – бумаги, картона, пластика. Спрессованные кипы отправятся на склад готовой продукции, а оттуда – на предприятия, которые занимаются переработкой вторсырья.

Альтернативное топливо

Введение в эксплуатацию нового завода, однако, еще не означает, что холмы на мусорном полигоне перестанут расти. С учетом того количества отходов, которое выбрасывают горожане, проблему их складирования и извлечения вторсырья могли бы решить не один, а восемь таких заводов. Однако работа в этом направлении продолжается:  в городе уже существует проект предприятия, которое станет из отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, изготавливать RDF-топливо. Его можно использовать в качестве основного или дополнительного топлива в печах цементных заводов, ТЭЦ, металлургических печах. Разместится завод там же, у полигона «Тростенецкий».

nevmer@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter