Воздушный дальнобойщик

За его плечами 10 тысяч часов в небе, он побывал на всех континентах

За его плечами 10 тысяч часов в небе, он побывал на всех континентах.

Семнадцать лет назад, в августе 1995 года, истребители талибов в Кандагаре перехватили российский транспортный самолет Ил-76. Летчикам предъявили ультиматум: оставим в живых только в том случае, если научите управлять авиалайнером талибов. Больше года экипаж пробыл в плену в нечеловеческих условиях, подвергаясь пыткам и унижениям. В конце концов летчики пошли на отчаянный и крайне рискованный шаг — сами угнали свой же самолет, разоружив охрану. Это событие легло в основу известного фильма “Кандагар”, к съемкам которого был причастен и витебский летчик Ильдус Зинатшин. Но, как выяснил корреспондент “НГ”, это не единственная примечательная страница в его биографии.

Дорога в небо

Мало кто из наших современников может похвастаться такой географией полетов, как майор запаса, в прошлом летчик военно-транспортной авиации Ильдус Зинатшин, за плечами которого 10 тысяч часов, проведенных в небе. Он побывал на всех континентах за исключением Южного полюса. Начал было подсчитывать количество стран, в которых приземлялся его Ил-76, и сбился на четвертом десятке.

Родился наш герой в Башкирии, там же окончил школу и осуществил свою детскую мечту, поступив в авиационный институт. Только когда начались занятия, понял, что попал не по адресу.

— Оказывается, в этом учебном заведении готовили военных инженеров, — вспоминает Ильдус Набиевич. — До того мне обидно стало: значит, кто-то будет летать, а я ему самолет чинить. Забрал документы и приехал в Балашовское летное училище, откуда и началась моя дорога в небо.

Опасные командировки

С 1980 по 1993 год Ильдус Зинатшин служил в прославленном 339-м военно-транспортном авиационном полку, который дислоцировался в Витебске. В те годы мало кто знал, куда летают витебские “воздушные дальнобойщики”, распространяться об этом было не принято. А летали они повсюду и задачи выполняли самые разные.

— Я месяцами не появлялся дома, — рассказывает Ильдус Набиевич. — Из Витебска наши экипажи вахтовым методом поочередно командировали на месяц в Ташкент: оттуда мы ежедневно совершали рейсы в Кабул и Баграм. О том, что командировки “воздушных дальнобойщиков” за южные рубежи СССР были далеко не безопасными, свидетельствуют боевые награды летчика — ордена Красной Звезды и “За службу Родине” III степени.

Ему неоднократно приходилось уводить самолет из-под обстрелов душманов. Всякий раз после таких экстремальных полетов по несколько дней болели мышцы, настолько крепко приходилось сжимать штурвал и упираться ногами в педали. Бывали дни, когда смерть поджидала нас на каждом шагу, говорит собеседник.

— Осенью 1989 года “духи” взяли на себя обязательство к 7 ноября взорвать здание НДПА и завалить “горбатого” (так называли советский Ил-76. — Авт.) За два дня до этого подлетаем к месту назначения. Слышу команду: “Зависни и не снижайся!”. Оказывается, вертолетчики заметили на посадочном курсе подозрительный КамАЗ, а в кузове у него находилась укрытая тентом зенитная установка с ракетами класса “земля — воздух”. Такой вот для нас приготовили “гостинец”, но, к счастью, угостить им не успели.

“Железный занавес”

Помимо Афганистана,  в летной карьере Ильдуса Зинатшина был Нагорный Карабах, где летчиков почему-то прозвали “грачами перестройки”, и ужасающее по своим последствиям землетрясение в Армении.
— В те дни вся военно-транспортная авиация была в воздухе, — рассказывает Ильдус Зинатшин. — Прилетали в два часа ночи, а в шесть утра снова вылет, доставляли в пострадавшие районы буквально все: палатки, теплые вещи, лекарства, продовольствие, стройматериалы, технику...

Неоднократно доставляли грузы на Кубу, в Африку, Южную Америку, возили гуманитарную помощь из Германии, совершали коммерческие рейсы в Японию — все эти многочисленные задачи выполняла в те годы военно-транспортная авиация. Не следует забывать о том, что это было время  “железного занавеса”, когда рядовому советскому гражданину попасть в капиталистическую страну было очень непросто. Любую советскую делегацию, в том числе и летные экипажи, сопровождали представители КГБ. Но и они ведь были обычными людьми.

— В Союзе в то время был дефицит всего и вся, полупустые полки магазинов, длиннющие очереди, — вспоминает Ильдус Зинатшин. — Когда с нами за границу полетел очередной представитель спецслужб, а это была его первая поездка, и увидел тамошнее изобилие на полках магазинов, особенно его впечатлили десятки сортов колбасы, он воскликнул: “Теперь я понял, почему люди бегут за границу”. На что мой коллега Женя Дегусаров с юмором заметил: “А теперь пойми меня:  десять лет летаю и никуда не сбежал”. Как бы ни было хорошо за границей, мы всегда с нетерпением ждали возвращения домой, потому что это была наша Родина, потому что так мы были воспитаны.

Машина президента

Приходилось витебскому летчику сопровождать самолеты Горбачева и Ельцина во время их визитов в Америку, с премьером Рыжковым летали в Австралию. На борту Ил-76 возили правительственные автомобили, спецсвязь и охрану первых лиц.

— Однажды возвращались с Америки и приземлились на дозаправку под Читой. Там уже находился Ил-62, перевозивший семьи советских моряков, направлявшихся в отпуск в Москву. У них возникли какие-то неполадки с двигателем, и офицеры уговорили нас взять к себе на борт хотя бы жен с детьми. По инструкции брать на борт посторонних категорически запрещалось, однако всеми правдами и неправдами морякам удалось уладить вопрос с офицером службы безопасности. Но тут возникла другая проблема: где разместить неожиданных пассажиров, самолет ведь грузовой, специфический, на борту два правительственных ЗИЛа и одна “волга”. Пришлось нескольких кормящих мам посадить в машину Горбачева: мягко, комфортно и звукоизоляция хорошая. В общем, условия для полета и кормления младенцев вполне подходящие, так и летели до самой Москвы.  

Съемки в Марокко

После окончания очередной длительной командировки в Африку Ильдус Зинатшин с легкой душой отправился в отпуск.

— Не успел насладиться отдыхом, как звонит командир авиаотряда: “Есть неплохая работенка в Марокко”. Задача и впрямь была необычная —  летчикам предстояло участвовать в съемках художественного фильма “Кандагар”, основанного на реальных событиях. Но мне тогда было совсем не до кино. Я отвечаю: “Согласен хоть на Северный полюс, но только не в Африку. Надоела эта жарища — дальше некуда”. Но командир пообещал мне комфортные условия проживания в гостинице с кондиционером и непыльную работу. Мол, рабочий день у киношников будет начинаться в четыре утра, а заканчиваться уже в восемь часов, так что даже солнца не увидишь и жары не почувствуешь. Я тогда подумал: умеют же люди организовать свой труд, а мы вечно в самое пекло работаем — и в Афгане, и в Ираке, и в Судане. В общем, собрали экипаж и полетели.

Отель, в котором разместили летчиков, действительно оказался высокого класса, с бассейном и отдельными бунгало. А вот с рабочим днем прогадали: как выяснилось на месте, у съемочной группы он начинался в 4.00 утра, а заканчивался не в 8.00, а в 20.00 с коротким перерывом на обед. Тем не менее о той командировке у Ильдуса Зинатшина остались самые приятные воспоминания, в том числе от общения с российскими актерами — Александром Балуевым, Владимиром Машковым и Андреем Паниным.

Презентация фильма “Кандагар” состоялась два года назад. Его создатели пригласили на премьеру и командира белорусского экипажа, принимавшего участие в съемках. Фильм удался, о чем свидетельствует и тот факт, что после премьеры Ильдусу Зинатшину позвонил однополчанин, Герой России Газинур Хайруллин, второй пилот российского Ил-76, который был непосредственным участником тех событий (в фильме его играет Владимир Машков), и признался, что после премьеры не спал всю ночь, будто заново пережил ту трагедию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter