Воздушные замки

Похождения Михаила Максутова невольно вызывают в памяти подвиги Остапа Бендера...

Достойный ученик незабвенного Бендера

Когда знакомишься с похождениями Михаила Максутова, невольно всплывает в памяти образ незабвенного Остапа Бендера. Конечно, он изрядно подзатаскан любителями газетных сравнений. Тем не менее в данном случае сравнение очень уж напрашивается.

Литературный герой, как мы помним, из своей биографии обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа был турецкоподданный». Остап Сулейман Берта Мария Бендер за свою жизнь переменил много занятий. Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу, постоянно кидала его в разные концы страны, носившей в то время название СССР.

Михаил Максутов в отличие от своего идейного учителя отчество имел не столь представительное — более скромное Ибрагимович. И не был турецкоподданным — родился в далеком киргизском городе Джалал-Абаде. Но к теплым берегам Турции его тянуло. Правда, слегка не дотянуло, и обосновался Михаил Ибрагимович на не менее теплых берегах солнечного Крыма. И был подданным, точнее гражданином «вольной» Украины. И не простым, а директором регионального отделения в Автономной Республике Крым — Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Украины.

Как известно из романа «Золотой теленок», в этих благословенных местах, конкретно в городе Черноморске, своеобразно пытался строить свой бизнес Бендер с помощниками. Помните, над бывшим ковчегом частников появилась небольшая опрятная таблица «Черноморское отделение Арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт». Вымышленная эта контора появилась потому, что Бендеру и его сообщникам нужно было смешаться с бодрой массой служащих. К тому же великого комбинатора давно влекло к административной деятельности…

Что-то похожее влекло и Максутова. Оценивать его деятельность на крымском посту трудно. Как-никак другая страна, да и сведениями располагаем весьма скудными. Скажем только, что в действительности производил такой фонд на территории страны-соседки кредитование приобретения и строительства жилья за счет средств государственного бюджета Украины. Но не зря же сорвался Маусутов с директорского кресла и помчался вместе со своей спутницей Инной, с которой познакомился в Севастополе, в Беларусь. В Барановичах поселился с ней в квартире родителей сожительницы.

Схема простая, почти гениальная

У Бендера, как известно, было четыреста сравнительно честных способов отъема или увода денег. «Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость, — признавался он. — Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много».

Примерно так размышлял и его вполне реальный последователь, выстраивая свою фирменную схему отъема денег. Во многом она держалась на использовании несуществующего юридического лица, имеющего сходное название с Государственным фондом содействия молодежному жилищному строительству Украины. Начиная с марта 2008 г., Максутов, общаясь с жителями Беларуси, стал рассказывать им о намерении Международного фонда осуществлять на территории Беларуси деятельность по предоставлению физическим лицам кредитов на строительство жилья на исключительно выгодных условиях. Такого фонда не существовало. Он был высосанным, как говорится, из пальца. Но умело. Можно даже сказать, гениально. Великий комбинатор находку ученика, думается, оценил бы. Ведь сомневающиеся могли убедиться в Интернете, что фонд действует. Не каждый и обнаруживал расхождения в названии. А обнаруживал — особо не паниковал: был фонд украинским, укрепился, расширил свое влияние и стал международным. Обычная практика.

Между тем Максутов не без успеха позиционировал себя как лицо, уполномоченное представлять интересы Международного фонда содействия молодежному жилищному строительству на территории Беларуси, осуществлять деятельность по привлечению тех, кто хочет получить кредитные средства, производить оформление документов, необходимых для получения кредита. При этом Михаил Ибрагимович предъявлял удостоверение регионального отделения Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Украины, называл адреса сайтов сети Интернет, где можно получить информацию о фонде. Приводил вроде бы убедительные факты выделения кредитных денежных средств на территории Украины. 

Желающих получить кредит было в избытке. Действуя согласно разработанной схеме преступной деятельности, Максутов изготавливал гарантийные письма от имени Международного фонда, решения фонда о включении конкретных кандидатов в число кредитополучателей и выделении им кредитных денежных средств. Эти липовые решения вручались гражданам в качестве подтверждения намерений фонда о производстве кредитования. Директор фонда-пустышки каким-то образом умудрился изготовить печать несуществующего, не зарегистрированного на территории Беларуси юридического лица. Оттиски печати красовались в документах, предоставляемых гражданам от имени фонда.

Когда молва о чудо-фонде дошла до С. Щербыны, он сразу созвонился с его представителем. Максутов подтвердил свои полномочия, показав соответствующее удостоверение. Заявил, что кредиты фонд будет выделять сроком на 28 лет. Без взимания каких-либо процентов и выплаты первого взноса. Если у кредитополучателя один несовершеннолетний ребенок, производится списание 20 % от суммы полученного кредита. Если детей двое — списывается 75 %. Информировал, что фонд финансируется государственными учреждениями России, Украины и еще какой-то европейской страны. А для оформления соответствующих документов необходимо заплатить денежные средства, эквивалентные 300 долларам.

Потенциальный кредитополучатель после этой встречи нашел в Интернете информацию о деятельности фонда на территории Украины. При очередной встрече с Максутовым Щербына передал ему в Минске на железнодорожном вокзале нужную сумму. Тот подтвердил, что кредит будет выделен до 10 июня 2008 г.

Увы, сроки кредитования впоследствии неоднократно переносились. Это Максутов объяснял форс-мажорными обстоятельствами. Успокаивая своего клиента, при очередной встрече Михаил Ибрагимович передал ему копию решения Международного фонда от 14 мая 2008 г. о выделении в порядке кредита денежных средств в сумме 80 600 долларов. Щербыну не устроила копия. Тогда в следующий раз ему был вручен оригинал решения, заверенный печатью фонда. Он никаких подозрений у потенциального кредитополучателя не вызвал. Кроме того, от Максутова поступило предложение о сотрудничестве. Щербыне предложили стать соучредителем юридического лица — ОДО «Консультационный центр по содействию молодежному жилищному строительству». Оформление необходимых документов Максутов взял на себя, а новому компаньону советовал активнее привлекать в качестве клиентов своих знакомых и родственников. В августе 2008 г. общество с дополнительной ответственностью было зарегистрировано Брестским облисполкомом. Соучредителями его выступили М. Максутов и С. Щербына, его директором назначена была И. Веселова. До регистрации ОДО сумма оплаты за оформление процедуры выдачи кредита составляла 300 долларов, а после регистрации — 500.

Был подобран и главный бухгалтер этого ОДО. Им стала Е. Сокольчик. Но все приходные кассовые ордера хранились непосредственно у Максутова. При принятии денежных средств от граждан он сам лично выписывал им квитанции. Главбух лишь расписывалась в приходных кассовых ордерах. Электронные ключи к расчетному счету, электронная система «клиент-банк» также хранились у Михаила Ибрагимовича, и главный бухгалтер к ним никакого доступа не имела. Всеми вопросами, связанными с расходованием денежных средств, поступающих на расчетный счет ОДО, ведал исключительно Максутов. В итоге и Е. Сокольчик оказалась потерпевшей, так как клюнула на обещание представителя Международного фонда предоставить ей кредит и внесла 300 своих кровных долларов.

В декабре 2008 г. Михаил Ибрагимович сообщил, что получил письмо от московского руководства о том, что необходимо начинать поиск жилья, которое будет приобретаться за выделяемые кредитные средства. Таким образом Максутов обозначал деятельность фонда и дальше. Правда, Щербына подыскал ему только одного клиента — свою сестру.

Кстати, поступали предложения о том, что для привлечения клиентов надо разместить соответствующую информацию в СМИ. «Это может создать излишний ажиотаж», — глубокомысленно изрекал представитель международного фонда.

На самом же деле он боялся широкой огласки, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности за свою противоправную деятельность.

113 обманутых

Сам М. Максутов раскрутил Э. Севрука на 10 тыс. долларов, якобы необходимых для развития бизнеса, связанного с выдачей льготных кредитов на приобретение и строительство жилья. Он брал обязательства возвратить долг к 31 января 2009 г., но вернул лишь малую часть его. Кроме того, за десять месяцев путем обмана и злоупотребления доверием, под предлогом предоставления кредитов на приобретение и строительство жилья от имени несуществующего и не зарегистрированного в Беларуси фонда Максутов завладел денежными средствами 112 граждан на общую сумму 98 997 020 руб. В итоге в его кармане оказалась почти та же сумма (но в валюте!), за которой безуспешно гонялся его идейный учитель с сообщниками, разыскивая стулья мадам Петуховой. В том, литературном, случае на эти средства в итоге был возведен шикарный клуб. В нашем же реальном — не построено ничего. И не могло быть построено. Хотя Максутов и пытался доказать обратное.

Вначале он заявлял, что в 2002 г. выезжал в составе севастопольской городской делегации в Москву и там познакомился с неким чиновником мэрии Николаем Федосеевым, который в свою очередь познакомил гостя с работниками Международного фонда содействия молодежному жилищному строительству. От них якобы и поступило предложение осуществлять кредитование строительства и приобретения жилья на территории Беларуси. Позже, в том числе и при судебном разбирательстве, Максутов выдвинул версию, что он действовал под руководством гражданина Израиля Яна Лермана, который якобы и завладел денежными средствами граждан.

Но у суда оказалось достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что именно М. Максутов заварил «кредитную кашу» и неплохо ею кормился. Он признан виновным в завладении имуществом путем обмана и злоупотребления доверием (мошенничества), в особо крупном размере. А также в завладении имуществом путем злоупотребления доверием (мошенничества), совершенном повторно, в крупном размере. Окончательно суд Барановичского района и г. Барановичи назначил М. Максутову восемь лет лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. По амнистии он был освобожден частично — на один год.

Как разбиваются хрустальные мечты

В конце романа «Золотой теленок» Остап Бендер подводил итоги: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа. А что сделал до сих пор? Учения я не создал, учеников разбазарил, мертвого Паниковского не воскресил…».

Хрустальная мечта его детства — Рио-де-Жанейро — так и не исполнилась. Вроде бы и обзавелся турецкоподданный миллионом, спустил его на золото и драгоценности. Но на границе его обобрали до нитки. «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы», — заключил великий комбинатор.

Его ровесник Михаил Максутов по достижении возраста Христа также потерпел жизненное фиаско: лишился всего имущества, и его хрустальные мечты о красивой жизни и процветании за чужой счет оказались разбиты. Придется также на годы переквалифицироваться. Нет, не в управдомы, а в постояльца камеры в колонии усиленного режима. Незавидная перспектива…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter