Война и мир самурая Коца

Судя по тому, как быстро Олег Коц прошел уверенной поступью от эпизодов к выразительным ролям в картинах «Чартер» и «Июнь», рядовым он быть не собирается — метит в генералы...

Не уверена, что Олег Коц видел надпись у входа на Лондонскую биржу «Успех — значит успеть все», но этот девиз ему определенно близок. У молодого артиста — богатое сериальное прошлое («Ускоренная помощь», «Отель исполнения желаний», «Призвание», «Шутка», «Стикс», «Каменская»), короткометражное настоящее — «Фитиль» В. Янковского и, вероятно, светлое полноформатное будущее. Судя по тому, как быстро он прошел уверенной поступью от эпизодов к выразительным ролям в картинах «Чартер» и «Июнь», рядовым Олег Коц быть не собирается — метит в генералы. Востребованный, амбициозный и предприимчивый актер театра им. М.Горького известен еще и пристрастием к экспериментам на режиссерском поприще. Пьесу Чехова «Три сестры» он поставил в стиле японских театров но и кабуки, отдав женские партии на откуп мужчинам (себе в том числе). Вслед за этим появились «Сестры» — чуть менее экзотичные, но с терпким запахом Востока. И знаменитый рефрен «в Москву, в Москву!», замечу, чуть было не прозвучал в Стране восходящего солнца, куда его как автора авангардных постановок приглашали на стажировку. Но он отказался и руководит собственным театром под названием «АРТ–проект» в Доме литераторов.


На интервью артист «прилетел» со съемок фильма «Стая». И за чашкой кофе в суши–баре, в майке с надписью «самурай» поведал о том, как делать харакири и бумажных журавликов. Но больше, конечно, говорили мы о лицедейском, а не воинском кодексе чести.


— Олег, разрешите бестактный вопрос: кино для вас самоцель или средство раскрутки?


— Это возможность проявить себя! Для раскрутки было бы достаточно купить «рекламное время» на ТВ. Смысл в том, чтобы получить новый опыт, открыть в себе новые возможности. Четыре года назад я попал в армию, где было достаточно времени подумать о том, чем я занимаюсь. Понял: на добрых дядечек, которые предложат хорошие роли или кучу денег, надеяться не приходится. Надо просто экспериментировать, двигаться все время вперед. Поэтому от интересных предложений не привык отказываться. Как раз сейчас снимаюсь в детективной мелодраме «Стая». Я там умный и образованный Валера, от которого девушка, дочь милиционера, уходит к бандиту Даниле. Согласитесь, большое мужество — безответно любить и уметь прощать.


— А как вы попали в картину «Чартер» к москвичу Дмитрию Орлову?


— Когда меня пригласили на кастинг, я даже фильм с его участием «Первый после бога» еще не успел посмотреть. Видел только на афишах огромного мужчину с бородой — настоящего русского богатыря. Но Дмитрий мне очень симпатичен. Приходилось раньше работать и с другими режиссерами — они всегда смотрят на тебя немного свысока. А режиссеры из актеров, напротив, быстро находят друг с другом общий язык. Съемки проходили на взлетно–посадочной полосе аэропорта «Минск–2» в крещенские морозы, при температуре минус 35. А мне «везет» постоянно на обувь с тонкой подошвой. Так вот, кажется, ощущение холода стоит в моих глазах на протяжении всей ленты...


— Не досадно, что вторая картина Орлова «Татьяна» снималась без вас?


— Меня приглашали, но параллельно поступило предложение попробоваться у Александра Франскевича–Лайе в «Июне». Я не мог отказать себе в удовольствии попробовать себя в отрицательном персонаже, изображать предателя Родины Шуляка. Кроме того, приятно было поработать с такими профессионалами, как Сергей Безруков, Владимир и Ростислав Иванович Янковские. Они все делали быстро и качественно, было чему поучиться. Интересный момент: в театре сценический бой я ставил в спектаклях «Анджело и другие» и «Опера нищих», а в фильме дрался с Безруковым. По сценарию чуть не убиваю его, но в результате гибну в схватке сам.


— Можно рассказать поподробнее о нюансах постановочных драк?


— С нуля научить сценическому бою нельзя, но ведь каждый мальчишка дрался в детстве. В театре актеры работают в одной плоскости, а в кино камера может находиться где угодно, поэтому приходится выкладываться в полную силу. Главное, уметь вести себя раскованно и быть готовым к импровизациям, но не переусердствовать. Я вот сильно ушиб палец, причем по своей вине: неправильно приземлился. Но гипс накладывать отказался. Опасался, что театр поедет на гастроли в Ярославль без меня, да и на съемочной площадке режиссер кем–нибудь другим заменит...


— А сами к профессии кинорежиссера не присматриваетесь?


— Скажем так: сценарий у меня написан, я об этом думаю. Но всему свое время. Сначала нужно научиться сниматься в кино, а потом уже его снимать. Впервые я задумался о специфике профессии на четвертом курсе института, когда режиссер на съемках сказал мне в сердцах: «Где найти такого исполнителя, как Смоктуновский, который одними глазами сыграл бы всю войну?» Но доиграть роль все же дал.


— На чужие премьеры ходите?


— Не хватает времени, к сожалению. Последний раз я посещал театр примерно год назад. С горя даже начал слушать аудиокниги, потому что открыть томик уже проблематично, а хочется. Сейчас «читаю» «Войну и мир». Только во время «Лiстапада» удается выкроить время и сходить в кинотеатр. Еще, правда, недавно посмотрел фильм «12» Михалкова. Там блистательные актерские работы, зря только, конечно, Никита Сергеевич сам снялся, он ведь все с первого кадра знает.


— Вы и от участия в телешоу не отказываетесь, не так ли?


— Точно. На ОНТ я снимался в юбилейных роликах канала, готовил кофе по–актерски в «Звездном утре» и участвовал в передаче «Один против всех». Выиграл 32 тысячи рублей, засыпавшись на вопросе: «В каком году стали показывать сериал «Рабыня Изаура»: 89–м, 91–м или 94–м?» Правильный ответ — в 91–м. Жаль только, на коньки меня поставить нельзя — падаю. По телевизору смотрю иногда «сериалы» — ведь можно и так назвать все эти шоу со знаменитостями — и поражаюсь тому, как люди осваивают совершенно незнакомое занятие. А у нас, наоборот, из–за лени от всего открещиваются. Часто слышишь: это — профессия актера, а я режиссер... Но наше творчество коллективно по своей сути!


—  Свежая мысль... Как и мой заключительный вопрос: «Олег, каковы ваши планы?»


— В «Арт–проекте» играем каждый месяц по 4 спектакля. В театре им. М.Горького готовимся к двум майским премьерам. Аркадий Кац ставит спектакль Оскара Уайльда «Идеальный муж», где у меня роль лакея главного героя. И восстанавливается «Земляничная поляна» Бергмана. Еще в качестве актера и продюсера работаю над постановкой по пьесе Мережковского «Павел I», режиссер Наталья Родина. Выпустимся, надеюсь, к сентябрю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter