Война без победителей

В ПОНЕДЕЛЬНИК в Сирии официально объявили о начале избирательной кампании. Как сообщил председатель сирийского парламента Мохаммад Лахам, выборы главы государства назначены на 3 июня. При этом граждане Сирии, находящиеся за рубежом, смогут проголосовать 28 мая. Регистрация кандидатов началась 22 апреля и будет продолжаться до 1 мая.

Кто стоит за ней и смогут ли примирить сирийцев первые в истории страны выборы президента?

В ПОНЕДЕЛЬНИК в Сирии официально объявили о начале избирательной кампании. Как сообщил председатель сирийского парламента Мохаммад Лахам, выборы главы государства назначены на 3 июня. При этом граждане Сирии, находящиеся за рубежом, смогут проголосовать 28 мая. Регистрация кандидатов началась 22 апреля и будет продолжаться до 1 мая.

НЕСМОТРЯ на то что президентской форме правления в Сирии уже более сорока лет, выборов здесь никогда не проводили. Кандидатуру главы государства утверждали на референдуме, когда избиратели должны были поддержать единственного претендента. С 2000 года страну возглавляет Башар Асад. В 2007 году он был утвержден на второй семилетний срок. До него на протяжении 30 лет Сирией правил его отец Хафез Асад.

Новая Конституция 2012 года ввела прямые выборы, когда избиратели могут выбирать президента из нескольких кандидатов, и ограничила пребывание на высшем посту двумя семилетними сроками подряд. 13 марта 2014 года парламент утвердил закон о выборах на альтернативной основе. Предусмотрено, что кандидатом на пост главы государства может быть гражданин, достигший 40 лет, проживающий на родине последние 10 лет и не имеющий иностранного гражданства. Кандидату для выдвижения надо заручиться поддержкой не менее 35 депутатов 250-местного законодательного собрания.

НЕСМОТРЯ на то что Асад еще не заявил о намерении баллотироваться, у него очень высокие шансы на победу. А если учесть, что радикальная оппозиция выборы, скорее всего, проигнорирует и проходить они будут в контролируемых условиях, он и вовсе может оказаться де-факто безальтернативным кандидатом. Тем более что радикальная оппозиция скомпрометировала себя той моделью управления, которая применяется на контролируемой ей территории.

Башар же в последние годы пошел на значительные послабления, направленные на развитие рыночной экономики и повышение уровня жизни населения. По утверждению ливанского телеканала «Аль-Манар», в докладах ЦРУ США отмечают, что если Асад будет выдвигаться, он сможет заручиться поддержкой 75 процентов своих граждан и остаться на президентском посту вплоть до 2020 года.

В интервью AFP в январе 2014 года, комментируя возможное выдвижение своей кандидатуры, Башар Асад сказал: «Я не вижу причин, почему я не должен этого делать. Если общественное мнение будет склоняться в пользу моей кандидатуры, я, не колеблясь ни секунды, выдвину свою кандидатуру на выборах. Можно сказать, что шансы на это довольно существенны».

МНОГИЕ аналитики отмечают, что сирийские выборы должны пройти в удачное для страны в международном плане время. Основное внимание мировых держав отвлечено на украинский кризис. Турция — один из ключевых игроков на Ближнем Востоке — сейчас занята внутренними проблемами. Башар Асад сумел частично обелить свой имидж после уничтожения части химического оружия под контролем международных наблюдателей. Более того, в попытках устроить химические атаки в Сирии все чаще стали обвинять радикальных исламистов. В Саудовской Аравии даже отправили в отставку с поста руководителя разведки принца Бандар бин Султана — как отмечают эксперты, одного из организаторов помощи сирийским оппозиционерам.

Таким образом, международная помощь оппозиции в Сирии слабеет. Запад начиная с прошлого сентября заговорил о сворачивании содействия воюющим там исламистам из-за опасений косвенной поддержки «Аль-Каиды», нашедшей новых союзников в этой стране. Январские переговоры в Женеве показали, что оппозиции и правительству сложно договориться о формировании кабинета министров переходного периода. В этих условиях выборы дают Дамаску возможность предложить части оппозиции, готовой сложить оружие, интегрироваться во власть на коалиционном принципе.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ в Сирии не прекращается гражданская война, которая охватила страну с марта 2011 года. Даже когда спикер Лахам объявлял в парламенте дату выборов, недалеко от здания законодательного органа в результате минометного обстрела погибли люди.

Всего за три года гражданской войны в Сирии погибло более 220 тысяч человек. 2,3 млн. сирийцев стали беженцами, еще 6,5 млн. покинули свои дома.

Продолжающиеся в стране беспорядки отрицательно влияют на экономику. Сильнейший удар нанесен по туризму, дававшему стране ежегодно 8 млрд. долларов и составлявшему 12 процентов ВВП.

По данным ООН, для того чтобы возобновить нормальную жизнь в Сирии и отстроить все разрушенные здания, уйдут десятилетия. По жилым кварталам вела огонь тяжелая военная техника: танки, артиллерия. Наиболее плачевная ситуация в городе Дераа, с которого в 2011 году начались антиправительственные выступления, и в Алеппо, который до войны считался экономической столицей Сирии. Практически вся инфраструктура здесь разрушена, заводы и офисы разграблены, школы и больницы не работают. Страна отброшена в развитии на десятки лет назад.

Жизнь более 8 миллионов сирийцев, а это почти половина населения, зависит от гуманитарной помощи. С 2011 до середины 2013 года цены в стране выросли на 212 процентов. В результате за чертой бедности живут 49 процентов сирийцев, еще 8 миллионов — в бедности, 4,5 миллиона — в нищете. Половина населения считаются безработными.

В марте 2014 года Валид аль-Хальки, премьер-министр Сирии, заявил, что ущерб от боевых действий за три года войны составил 4,7 триллиона фунтов (около 31,2 миллиарда долларов). Сирийская оппозиция утверждает, что на самом деле ущерб в 10 раз больше и превышает 300 миллиардов долларов.

И ЭТО звучит как приговор всем сторонам конфликта. Включая и тех, кто эту войну и развязал, — спецслужбы США.

Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter