Соцопрос: только 3,3 процента сельчан не нравится своя деревня

Вот моя деревня, вот наш дом родной

Бытует мнение, что жители провинции недовольны населенным пунктом, в котором живут. Мол, и работы не хватает, и инфраструктура развита плохо. Однако недавние исследования социологов эту точку зрения опровергают: оказывается, только 3,3 процента сельчан не нравится своя деревня. У остальных же отношение к маленькой родине положительное.

Итак, что говорят цифры? На вопрос «Как вы относитесь к населенному пункту, в котором живете?» 26,4 процента жителей малых городов и 31,1 процента сельчан уверенно отвечают, что рады жить в нем. Половина опрошенных (53,2 и 49,9 процента соответственно) в целом довольны своим городом и деревней. Нейтральное отношение к месту жительства социологи выявили у 13,2 и 14,4 процента горожан и сельчан. И лишь 5 процентов респондентов из малых городов и 3,3 процента из деревень утверждают, что им не нравится здесь жить. Нетрудно догадаться, что за этими цифрами скрывается молодежь. Так, только 21,1 процента людей в возрасте от 16 до 30 лет нравится свой населенный пункт. Однако как пожилые люди, так и молодежь отмечают, что с каждым годом их населенные пункты меняются в лучшую сторону. Это констатируют 49 процентов горожан и 41,1 процента сельчан. 



О хорошем отношении к месту проживания говорит и тесная связь между жителями провинции. Как показывают социологические данные, большинство горожан (76,9 процента) испытывают чувство общности с жителями своего населенного пункта. У сельских респондентов эмоциональная связь с односельчанами выражена еще больше — 82,7 процента. Практически одинаковые значения для села и малого города имеет такой показатель, как чувство общности с жителями района, — 64 процента. Это позволяет социологам сделать вывод, что небольшой город выступает в качестве ядра социальной, культурной, экономической жизни по отношению к окружающим селам, живет с ними в единой связке. Кроме того, жители малых городов в равной степени испытывают чувство общности как с городскими (64,1 процента), так и с сельскими жителями (57,8 процента), что обусловлено прочными связями между этими населенными пунктами. 

Еще одним показателем включенности в местную жизнь выступают неформальные отношения — семейная и соседская взаимопомощь. Ей в деревне отводится большое место: только 7 процентов сельчан указали, что в их деревне нет людей, которым они доверят и к которым можно обратиться за помощью в трудную минуту. В то же время более 70 процентов опрошенных помогают своим родственникам, друзьям и соседям.

Хорошо относиться к своему населенному пункту — это одно, а вот интересоваться его жизнью — совсем другое. Но и здесь сельчане не дремлют. Социологические данные показывают, что они не безучастны к жизни своей деревни. Большинство постоянно интересуется информацией о событиях в своем городе, селе, о которых рассказывают районные газеты (76,9 процента в малых городах и 67,6 — на селе), интересуются время от времени — 19,8 и 29,4 процента соответственно и лишь около 2 процентов не проявляют интереса к местной жизни. Городские жители больше заинтересованы в такой информации. Почему? Социологи снова делают вывод: в деревне очень тесные взаимоотношения между жителями, поэтому информация передается быстрее, как говорится, из уст в уста. 



Помимо районных СМИ и так называемого сарафанного радио, среди каналов получения и обмена информации у сельчан выступают также и современные технические средства. Так, большинство сельчан используют мобильные телефоны — 94 процента. Уже не на «вы» они и с интернетом — им пользуется 35,5 процента, компьютером — 49,8 процента.

А что по поводу активных действий? Данные опроса показывают, что четверть жителей провинции (23,7 процента в малых городах и 25,1 — в деревнях) участвуют в инициативах по благоустройству своего населенного пункта. Кроме того, участвуют они и в процессе местного управления (в собраниях, сходах). Цифры говорят сами за себя: активны 33,6 процента горожан и 34,9 процента сельчан.

МНЕНИЕ СЕЛЬЧАН

Елена ГАРМАШ, заведующая Добромысленской сельской участковой больницей Лиозненского района:

— Сама я родом из Витебска, до 22 лет жила в городе. Потом вместе с мужем жили в Добруше, но когда у него закончилась отработка, решили перебраться ближе к родине. Но для жизни выбрали именно деревню. Видимо, я по натуре такой человек — меня всегда тянуло ближе к природе. У нас красивый сосновый лес, озеро рядом. Что еще нужно для жизни? Конечно, своим населенным пунктом довольна — у нас есть общеобразовательная и музыкальная школы, школа ремесел, хороший спортзал, магазины. Я вырастила, как говорится, в силу своей профессии два поколения жителей. Еще детьми ко мне прибегали наши сельские дети, сейчас они повзрослели и на прием приходят уже со своими детьми. Ну а сельский уклад — неспешный, открытый — ни на что не променяю.

Анатолий ТРОФИМЧИК, староста деревни Стайки Ивацевичского района:

— Я считаю, что жизнь в нашей деревне очень современная. У нас каждый час до города ходят автобусы, дороги заасфальтированы, освещены. Если зайти в любой дом, каждый скажет, что деревенская жизнь его устраивает. К нам едет молодежь, выкупает пустующие дома, участки. В общем, жизнь не затухает. У нас в деревне только улиц — шестнадцать. Это о многом говорит. Люди стремятся сделать место, в котором живут, красивым. Что ни двор — то необычная композиция на участке. Такое стремление очень похвально. Да и на работу устроиться у нас несложно — есть СПК «Новые Стайки». Если не нравится эта сфера, пожалуйста — недалеко город. Да и отношения у сельчан друг с другом хорошие. Мы ведь в одной лодке. 

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter