Вот и вся любовь

О переговорах по евроПРО

Пока западный мир находился на рождественских каникулах, а Россия замерла в предвкушении праздников, заместитель госсекретаря США Роуз Геттемюллер дала «Российской газете» интервью, которое только на первый взгляд выглядит как пожелание мира и добра на новогодней открытке. Вашингтон вежливо пригласил Москву сесть за стол переговоров по евроПРО. Но невежливо предупредил, что уступок не будет... Российские эксперты, подводящие внешнеполитические итоги года, констатируют: Россия и США сбросили груз «перезагрузки» и готовятся к новому противостоянию. Сейчас стало ясно, что после нескольких лет показательной любви и дружбы они вернулись к более привычным для себя отношениям недоверия.


Высокопоставленная вашингтонская чиновница, отстаивая честь в том числе и своего мундира, разумеется, пыталась изобразить хорошую мину при в целом неудачной игре. По ее словам, в 2011 году России и США удалось добиться «немалых успехов» на пути «перезагрузки»: вступил в силу новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, вступило в силу так называемое «Соглашение 123» о сотрудничестве в области мирного атома, Россия наконец становится полноправным членом ВТО.


На эту же чашу весов стоит добавить, что Москва и Вашингтон до недавнего времени на удивление согласованно действовали в Совбезе ООН — поддерживали санкции против Ирана и вместе осуждали режим Каддафи в Ливии, фактически развязав руки НАТО для любых действий в Сахаре.


«Однако в уходящем году «перезагрузка», как и дружба господ Медведева и Обамы, не прошла проверку на прочность», — считает «КоммерсантЪ». Рассорили их давние планы США разместить в Европе систему ПРО, к реализации которых Вашингтон уже приступил.


Сначала Запад отверг инициативу Москвы сделать эту систему совместной — с такой идеей Президент России выступил год назад на саммите Россия — НАТО в Лиссабоне. Дружный натовский хор встретил предложение молчанием. А когда Кремль попросил Белый дом хотя бы дать гарантии, что американские противоракеты не будут направлены на Россию, ему отказали в довольно грубой форме.


«Всё, мы прижались к стене, подошли к той красной черте, за которую заходить нельзя», — признался недавно Дмитрий Рогозин, который после своей «ястребиной» карьеры в представительстве России при альянсе получил повышение по службе. Теперь он будет вице–премьером курировать военно–промышленный комплекс, и это тоже знак, который должны прочитать грамотные кремленологи.


Хотя какие тут знаки, если все уже на поверхности. 23 ноября Медведев, устав ждать уступок Белого дома, выступил с телеобращением, в котором пригрозил Соединенным Штатам всем, чем только возможно. В том числе и разрывом всех тех договоров, которыми так хвасталась миссис Геттемюллер в интервью.


Конечно, российско–американские отношения чрезвычайно чувствительны к предвыборным кампаниям в своих странах. В головах многих американских и российских избирателей «холодная война» еще продолжается, и среди политиков уйма «недемобилизованных» бойцов. А Обама сегодня, как Леди Гага, — еще, безусловно, звезда, но уже, выражаясь терминологией ученого композитора Ханка, «на остаточной волне». Чтобы переизбраться, он вынужден натравливать Хиллари Клинтон на Россию (в последнее время она стала удивительно похожа на свою предшественницу Кондолизу Райс) и другими известными ему способами доказывать, что не хуже сенатора Маккейна может сражаться с «традиционными врагами» Америки.


Что касается России, то там скоро будет новый президент. Вашингтонским стратегам настоятельно рекомендуют перечитать мюнхенскую речь Путина...


Бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов написал и опубликовал в российской прессе статью, в которой выступил адептом «перезагрузки», который тем не менее делает довольно мрачные предсказания. По его мнению, Москва и Вашингтон обязаны переломить наметившуюся негативную динамику во взаимоотношениях, иначе они вернутся к модели соперничества на грани конфронтации. Ситуация сегодня даже более сложная, чем она была во время «холодной войны». Тогда, по крайней мере, у США и СССР был десятилетиями отработанный механизм двусторонних переговоров и консультаций, была понятная обеим сторонам основа, на которой строились отношения. Теперь та основа разрушена, а новая так и не сложилась...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter