Восток – дело щедрое?

Странам еврозоны осталось надеяться на Китай.

Миру грозит кризис, вызванный высокой государственной задолженностью, заявил недавно в Вашингтоне глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише: «Мы оказались перед лицом кризиса, порожденного госдолгами, и его эпицентр – еврозона». По мнению МВФ, политические разногласия внутри ЕС и задержки с реализацией программ экономии повышают риски дефолта отдельных стран еврозоны.

Стремительно нарастающая нестабильность еврозоны заставляет политическую и финансовую элиту ЕС искать нестандартные методы решения экономических проблем, грозящих развалом главному европейскому мегапроекту. Рецепт спасения еврозоны прост: или правительства стран ЕС соглашаются на более тесное экономическое сотрудничество, или передают часть своих полномочий ЕC. Жесткий контроль становится доминантой в судьбе еврозоны. Ставший уже хрестоматийным пример преддефолтной Греции наглядно показал, к чему приводит дисбаланс в финансовой сфере. Даже Франция, обладатель наивысшего кредитного рейтинга, испытывает резкие колебания фондовых рынков. Не говоря уже о долгах Италии, Португалии, Ирландии. А платить за эти долги должна Германия.
Но есть и другая теория. По мнению греческого профессора экономики Паникоса Деметриадеса, еврозона способна выстоять и укрепиться только в отсутствие экономически сильной Германии: «Как только развитая немецкая экономика перестанет оказывать негативное влияние на общую экономику стран еврозоны, евро тотчас же обесценится по отношению к другим валютам, что приведет к повышению конкурентоспособности экономик и продукции оставшихся в еврозоне стран». Деметриадес подчеркивает, что «основная причина, по которой еврозону нельзя назвать оптимальным валютным пространством, кроется не в слабости периферийных европейских государств, а в избыточной силе немецкой экономики». Валютный союз должны покинуть не страны-должники, а спонсировавшая их интеграцию Германия. Как только немецкая экономика перестанет «подавлять» экономики стран-соседей, в пострадавшие от мировой рецессии государства объединенной Европы вернутся экономический рост и доверие потенциальных инвесторов. Красивая теория. Но что будет с Австрией, Финляндией и Нидерландами, которые тоже относятся к странам со стабильной экономикой? По логике профессора, они тоже перестанут тратить деньги налогоплательщиков, чтобы спонсировать «вечную богадельню» Южной Европы, и присоединятся к Германии, создав новый союз с общей твердой валютой. Но тогда единой Европе все равно конец!  
Европейские же лидеры активно обсуждают возможность создания единого Совета еврозоны, который обеспечит ей эффективное финансово-экономическое управление. Премьер Нидерландов Марк Рютте вообще предложил ввести должность финансового суперчиновника с огромными полномочиями, вплоть до отчисления «проштрафившихся» государств из зоны евро. Если кто-то из них продолжит игнорировать требования ЕС по сокращению расходов, он будет вправе налагать вето на бюджет до его принятия парламентом. Задача в том, чтобы страны еврозоны смогли адаптировать положительный эффект жестких финансовых мер для экономического роста.
Ключевой вопрос – какие потери понесет европейская банковская система в случае дефолта Греции или ее выхода из еврозоны. Самым угрожающим для мировой финансовой системы в случае банкротства Греции может стать «эффект домино» во всей еврозоне. Главное в том, не обойдется ли изгнание дороже, чем спасение Афин от банкротства. Во-первых, обратный переход Греции с евро на национальную валюту и ее резкая девальвация не спасут от долгов – они деноминированы в евро. Во-вторых, реструктуризация долгов страны, объявившей дефолт, неминуемо принесет убытки государствам и банкам-кредиторам, которые могут потерять до 50 процентов своих вложений. И что самое важное – вся еврозона окажется под ударом. Спекулянты поведут наступление на прочие финансово неблагополучные страны – Португалию, Испанию, Италию, Ирландию. А если дрогнет Италия, надо будет объявлять о роспуске еврозоны.
Долг Италии достиг 120 процентов ВВП (1 триллион 900 миллиардов евро). Правда, за помощью итальянские власти, в отличие от греческих, обратились не в Брюссель, а в Пекин. Рим предложил китайскому государственному фонду China Investment Corporation купить большой пакет долговых обязательств, причем не только приобрести облигации, но и инвестировать в стратегически важные итальянские компании. Одновременно Рим призвал страны ЕС поскорее сформировать единое наднациональное правительство для борьбы с кризисом. Правда, не все страны ЕС готовы отказаться от суверенитета в пользу ЕЦБ и МВФ. Зато Китай – вполне реальный «спаситель» евродолжников, хотя и не бескорыстный. Уже США – крупнейший должник Китая остерегаются принимать решения в сфере внешней торговли без оглядки на Пекин. Европа перестала указывать Поднебесной на проблему прав человека, а мировые концерны, получившие крупные заказы с предоплатой или кредиты от КНР, лоббируют решения, выгодные Пекину. Так что чем бы ни кончился долговой кризис для еврозоны, он неминуемо усилит позиции Китая в ЕС и мировой экономике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter