Восточные ориентиры. Эксперт — о роли Беларуси в формировании архитектуры коллективного Востока

Восточные ориентиры

Путь к справедливому и многополярному миру лежит через коллективный Восток. И Беларусь в этом процессе может сыграть одну из ведущих ролей

Трансформация международных отношений последнего десятилетия движется в направлении формирования многополярного мира, где не будет одного доминирующего центра. Все это ломает модель, навязанную планете после распада Советского Союза, когда США господствовали и пытались выстроить однополярный мир со своим доминированием. Наступило время передела существующего миропорядка, и Беларусь, находясь на важнейшем геополитическом перекрестке, не может и не должна оставаться сторонним наблюдателем этого процесса.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— После развала Советского Союза так называемый коллективный Запад, опьяненный своей победой, потерял контроль, не справился с функциями глобального регулятора и гаранта стабильности. Настало время Азии, и очень важно это время не упустить! Ведь потенциал Евразийского региона огромен. Это колоссальная ресурсная база и производственные мощности, потребительский рынок, равных которому нет. Понятно, что роль континента будет возрастать. Беларусь рассматривает взаимодействие с государствами Азии в качестве одного из приоритетов своей внешней политики.

Из выступления на VI саммите СВМДА в Астане, 13 октября 2022 года.

Союзное государство как драйвер роста

Беларусь с первых дней обретения независимости делала ставку на равноправное и справедливое сотрудничество с другими странами. Минск не бежал за установившимися в 1990‑е годы в Восточной Европе трендами смотреть исключительно на Запад, идти в НАТО и ЕС. И если тогда это выглядело как вызов небольшой, но гордой и независимой страны, то по прошествии двух с половиной десятилетий подобная позиция оказалась оправданной.  
Коллективный Запад, представленный 40 государствами, теперь не является монополистом технологий, экономического развития и прогресса. 
Наоборот, можно наблюдать возвращение Запада к практикам колониального прошлого. Только теперь этот колониализм проявляется в агрессивной санкционной политике, дискриминации стран, имеющих альтернативные от Запада точку зрения и путь развития. Особенно это проявилось в отношении Беларуси после событий 2020 года и начала специальной военной операции в Украине в 2022‑м.

Однако белорусская внешнеполитическая стратегия за годы независимости позволила минимизировать негативные последствия санкционной агрессии против нашего государства. И прежде всего это результат функционирования Союзного государства Беларуси и России. 

Беларусь для России, таким образом, стала стратегически важным промышленным центром, источником значимых технологий в области оптики, микроэлектроники, машиностроения.  
Взаимодополняемость Беларуси и России настолько сильна, что Союзное государство стало образцом для других интеграционных объединений своей разноплановостью, высокотехнологичностью. Здесь работает формула: Беларусь настолько важна России, насколько Россия нужна Беларуси.

На пути к расширению Евразийского союза

По примеру Союзного государства развивается и Евразийский экономический союз, состоящий из пяти участников. Хотя в отличие от Союзного государства ЕАЭС и ограничен социально‑экономическим аспектом интеграции, задача создания единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, особенно в условиях санкционной войны, становится стратегически важной. При этом расширяются возможности сотрудничества с ЕАЭС для тех государств, которые не готовы становиться полноправными членами евразийской интеграции. Куба, Молдова и Узбекистан уже являются полноценными наблюдателями при ЕАЭС. При этом Узбекистан ратифицировал некоторые соглашения с Евразийским союзом и задумывается о полноценном членстве в организации. Вьетнам, Сингапур и Сербия подписали соглашения о свободной торговле. Иран готовится подписать документ о создании полноценной зоны свободной торговли с ЕАЭС.
Евразийский союз постепенно становится полноценным общеевразийским проектом, объединяющим и другие крупные государства континента.
Беларусь в ЕАЭС является драйвером интеграционных процессов в сторону развития его дальнейшего потенциала. Поэтому особую роль в союзе в последние годы уделяют промкооперации, что связано с задачей обеспечить членам союза технологический суверенитет. Стартовал пилотный проект финансовой поддержки евразийской промышленности. На старте речь идет о субсидировании в течение пяти лет процентных ставок на сумму около 20 — 30 млн долларов в год для промышленных проектов в цепочках добавленной стоимости минимум в трех странах ЕАЭС.

Отдельной задачей в ЕАЭС стоит вопрос дедолларизации взаимной торговли.  
Отказ от доллара должен способствовать усилению финансового суверенитета стран — участниц ЕАЭС, их большей независимости от санкционного давления со стороны Запада.
Еще одной задачей выступает создание единых рынков энергоносителей, которые планируется запустить уже в 2025 году. Создание единых условий, которые позволят на равных конкурировать всем субъектом хозяйствования, находящимся в Минске, Бишкеке, Москве или Ереване, будет способствовать усилению промкооперации и конкурентоспособности экономики стран ЕАЭС.

Китай как новый полюс силы

Вторая экономика мира и альтернативный полюс развития — КНР — также присматривается к ЕАЭС и имеет соглашение о сотрудничестве, что неудивительно, поскольку страны ЕАЭС играют стратегически важную роль в транзите, промышленном и энергетическом сотрудничестве с Поднебесной. Северный маршрут китайского проекта «Пояс и путь» проходит по трем странам — участницам ЕАЭС, в том числе и через территорию Беларуси. При этом Китай является источником инвестиций для реализации инфраструктурных проектов, прежде всего связанных с международным транспортным маршрутом Западная Европа — Западный Китай.

Страны ЕАЭС аккумулируют пока 0,7 процента китайских инвестиций. КНР интересуют проекты, связанные с добычей и транспортировкой энергоресурсов, связь и IT, недвижимость, финансы, агропродовольственный комплекс, здравоохранение. Лидером по вовлечению китайских инвестиций является Казахстан — 7,85 млрд долларов.  
При этом Китай входит в десятку крупнейших рынков сбыта для всех членов ЕАЭС.
Беларусь для КНР выступает особым партнером. Многие западные аналитики из недружественных стран пытаются свести роль нашей страны в китайской стратегии «Пояс и путь» лишь к функции транзитного государства. Однако это далеко не так. Реализация проекта Китайско‑Белорусский индустриальный парк «Великий камень» тому подтверждение. Его структура демонстрирует, что китайская сторона нацелена на создание тех групп предприятий, которые были бы заточены на производство комплектующих, востребованных нашими компаниями. После распада СССР Беларусь как его сборочный цех потеряла достаточное количество поставщиков комплектующих.  


Благодаря Китаю мы должны восполнить недостающие производственные цепочки через создание совместных с Поднебесной производств, трансформироваться из «сборочного цеха бывшего СССР» в сильный промышленный кластер Евразии практически полного цикла.
Как результат, уже сегодня действует совместное предприятие «Маз‑Вейчай», нацеленное на производство двигателей, коробок передач и узлов для автобусов и грузовиков. То, что раньше приходилось закупать за границей, теперь производится в Беларуси. Также созданы совместные предприятия по производству электронакопителей, биотехнологиям и фармацевтике, которые носят инновационный характер.


Тем самым Беларусь в рамках инициативы КНР «Пояс и путь» становится сильнейшим промышленным и машиностроительным центром в Восточной Европе, что на фоне деиндустриализации, потери собственной промышленности другими странами региона говорит о более технологичной позиции нашей страны в региональном и международном разделении труда.

ШОС — евразийская альтернатива ОБСЕ?

В сентябре 2022 года Беларусь первой из неазиатских государств подала заявку в Шанхайскую организацию сотрудничества, которая на сегодня объединяет более половины населения планеты. Заявка Беларуси на членство превращает ШОС из региональной в полноценную международную организацию. Ее структура и направления деятельности свидетельствуют, что ШОС имеет все шансы стать альтернативой многим организациям коллективного Запада.
Вступление Беларуси в ШОС, которое планируется летом — осенью этого года, глубоко изменяет стратегию развития страны на следующие десятилетия. 
Объединяя и обеспечивая мир и безопасность в Евразии, ШОС становится альтернативой противодействию однополярному доминированию и гибридной агрессии.

Плюсом ШОС для Беларуси выступает компактное расположение стран‑участниц на одном континенте, что уже самой географией предусматривает взаимную выгоду. Кроме того, экспортно ориентированная экономика Беларуси диктует потребность сотрудничать со странами, имеющими большую емкость рынка, проще говоря, больше покупателей. Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие участники имеют огромный потенциал по расширению сотрудничества с Беларусью в рамках «Большой Евразии». Это создает большие перспективы не только белорусскому экспорту, но и созданию совместных производств, особенно в сфере машиностроения.

Путь к справедливому миру — коллективный Восток

Изменения последних лет диктуют обновление не только экономических приоритетов для Беларуси, но и в международных отношениях, политике и даже ценностях. Западный мир, позиционирующий себя как «оплот свободы», «борец демократий против автократий», разочаровал большинство стран планеты своей агрессивной, санкционной политикой двойных стандартов. Тридцать лет доминирования США вылились в политику односторонней американской агрессии против суверенных государств, экономическую и политическую дискриминацию стран, имеющих свою точку зрения. Развивающиеся страны почувствовали на себе вторую волну колониализма, когда западные компании превращают целые государства в свои сырьевые придатки.


Итогом тому стало создание альтернативных площадок, особое место среди которых занимает БРИКС. Пока это площадка, которая только заявила о своих намерениях формировать альтернативный полюс силы. Однако ее привлекательность говорит сама за себя. На протяжении 2022 года Аргентина, Алжир, Иран, Турция и Саудовская Аравия заявили, что готовы стать участниками БРИКС.

Для 160 стран незападного мира БРИКС выступает в том числе как символ альтернативного устройства и борьбы за справедливость в международных отношениях. Подобные настроения демонстрируют невозможность сохранения однополярного мироустройства, которое перестало быть безальтернативным.

Для Беларуси в меняющемся мире стоит одна‑единственная задача, как говорил белорусский классик, «знайсцi свой пачэсны пасад мiж народамi», то есть наиболее выгодное место в новой системе международных отношений и мирового разделения труда.  
Поэтому логичны предложения Президента Беларуси Александра Лукашенко организовать совместный саммит ведущих объединений коллективного Востока по формуле «ЕАЭС + ШОС + БРИКС», на полях которого и должны быть сформулированы принципы и правила нового мироустройства.
СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ

♦ В прошлом году были завершены такие программы, как «Паритет» в области информационной безопасности, космическая программа «Интеграция‑СГ» и программа по реабилитации лиц, пострадавших при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 

♦ Начался запуск космической программы «Комплекс‑СГ», благодаря которой планируется получить дополнительные элементы для производства спутников дистанционного зондирования Земли. Вторая программа по автоэлектронике «Интелавто» нацелена на создание системы автоматизированного управления автомобильными средствами двойного назначения, то есть отечественными беспилотниками. 

♦ Еще имеются программа по медицине «Союз‑Биомембраны», в области сельского хозяйства «Комбикорм‑3», в генетике «ДНК‑идентификация‑2» и программа «Ускоритель СПР». Последняя связана со сверхпроводимыми резонаторами, без которых современные технологии на уровне ядерных процессов просто невозможны.

По итогам 2022 года выделено 105 млрд российских рублей на импортозамещающие проекты, прежде всего в машиностроении. В общей сложности одобрено 14 инвестиционных проектов.

ЦИФРЫ

За прошлый год товарооборот внутри Союзного государства увеличился на 12 процентов и достиг 43,4 млрд долларов. 

Если к товарам прибавить еще и услуги, то в итоге выходим на 50 млрд, что является новым рекордом в современной истории отношений между Минском и Москвой.

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политический аналитик.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter