Воспитание любовью

Галину Снопко, родителя–воспитателя детского дома семейного типа, в Гродно знают как самую многодетную маму...

Галину Снопко, родителя–воспитателя детского дома семейного типа, в Гродно знают как самую многодетную маму. 18 лет назад она, имея собственных дочь и сына, на свой страх и риск организовала первое в городе учреждение такого профиля. С тех пор по–прежнему растит чужих детей и мечтает увеличить свою и без того большую приемную семью. За эти годы ей пришлось пережить всякое. Но постоянными были ее искренняя любовь к ребятишкам и острое сожаление о том, что у них такие нерадивые родители.


— Дети не должны страдать из–за того, что мать или отец, а чаще всего оба, пьют и держат малышей впроголодь, — Галина Ивановна говорит об этом с дрожью в голосе. — Всегда болела душа, когда видела такие неблагополучные семьи. А однажды твердо решила: надо детям помочь.


Поначалу Галина Ивановна взяла к себе четверых ребятишек — от полутора до десяти лет. Потом брала брошенных мальчишек и девчонок из роддома. Маленькую Вику нашла в детском доме в пригородной деревне Понемунь: родная мать бросила ее прямо на улице. Вову, одетого в какие–то грязные лохмотья, увидела в автобусе и тоже оформила к себе.


Семья разрасталась, в квартире становилось тесно. Только через три года сбылась мечта Галины Снопко: Гродненский горисполком выделил под детский дом семейного типа новую 6–комнатную квартиру на тихой улочке Вишневой. Справив новоселье, заботливая мама взяла под свое крыло еще нескольких ребят. Так семья увеличилась до 13 детей, 11 из которых — приемные. Повзрослев, некоторые ребята пошли учиться и зарабатывать себе на хлеб. Теперь здесь остались 4 мальчика и 4 девочки.


Переступив порог квартиры, я удивился царившей здесь тишине. Оказалось, почти все ребята в это время были чем–то заняты: одни учились в школе, другие тренировались в спортивном зале. Кстати, в семье уже собрана большая коллекция медалей за победы детей в спортивных соревнованиях.


Галина Ивановна провела для меня небольшую экскурсию по комнатам, расположенным на двух этажах. Везде чисто, аккуратно.


— У нас с этим порядок, — замечает хозяйка. — Каждый следит за своей кроватью, тумбочкой, а когда надо убирать квартиру, то работают все, заставлять никого не приходится.


Поинтересовался, а навещают ли своих детей их родители? Галина Ивановна, тяжело вздохнув, сказала:


— Никогда, даже те, которые живут в Гродно, ни разу к нам не наведывались. Может, и не нужно... Такие мамаши и папаши только растревожат и без того травмированную душу ребенка. Дети мне так и говорят: мы больше не хотим ни о чем былом вспоминать, наоборот, стараемся забыть. Некоторые родители поначалу звонили, но от них сыпались только угрозы и оскорбления... Потом и звонить перестали. Они беспокоились не о собственных детях, а сожалели лишь о том, что потеряли пособие на ребенка. На него раньше пили и гуляли...


О деньгах мы тоже поговорили. Хозяйка раскрыла мне свою семейную бухгалтерию. Государство платит на содержание одного ребенка 190 тысяч рублей в месяц. Однако на его полноценное питание надо, подсчитала она, около 250 тысяч рублей. Плюс — обуть, одеть. Да и содержать жилище тоже немало стоит. Галина Снопко убеждена: надо заставить нерадивых родителей выплачивать определенную сумму на нужды детского дома. Но вначале — обязать их работать.


— Я бы изымала детей из таких семей и помещала их на короткое время в приюты, — советует опытный воспитатель. — Родители, которым дороги собственные дочери и сыновья, обязательно сделали бы правильные выводы. Если нет, то второе предупреждение, после которого надо отправлять ребенка в детский дом.


Галина Ивановна призналась, что своей зарплаты давно не считает, она уходит на детей. Ее собственные сын и дочь — взрослые, живут отдельно. Не отказывается хозяйка от помощи со стороны: кто–то подвезет фрукты, кто–то — одежду и обувь... Очень пригодился подаренный телевизор: вокруг него часто по вечерам собирается эта большая семья. А еще в доме все с нетерпением ждут праздников, особенно дней рождения. Мама обязательно печет вкусные торты, заваривает ароматный чай и дарит подарки.


— Мои дети накормлены, живут в хороших условиях, но я–то знаю, сколько еще ребят ходят полуголодными, — на лице у Галины Ивановны пропадает улыбка. — Однажды мои мальчики привели такого паренька, живущего неподалеку от нашего дома. Меня просили наперебой: «Мама, давай возьмем его к себе!» Хотелось бы, но он нуждался в срочном лечении. Я об этом позаботилась, а потом ребенка определили в детдом.


...Когда мы беседовали, к Галине Ивановне подошел Ваня Жукевич. Тихонько сказав, что хочет поиграть на компьютере, с радостной улыбкой побежал в свою комнату. В этом семейном детдоме мальчик уже 8 лет. Столько времени он не видит ужасов прежней жизни...


Кстати


Главный специалист управления образования Гродненского облисполкома Лариса Новик сообщила, что на Гродненщине открыты 11 детских домов семейного типа. 4 из них расположены в частных квартирах. Всего воспитывается 66 детей. В восьми домах есть по двое родителей–воспитателей, а за тремя ребятами ухаживают только приемные мамы.


Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter