Тренеру Эдуарду Малофееву скоро исполнится 74 года

Восьмой десяток в атаке

Тренеру Эдуарду Малофееву скоро исполнится 73 года
Накануне очередного дня рождения Эдуарда Малофеева с тренировок, которые иногда проводит мэтр с динамовскими пацанами 2001 года рождения, стали поступать полярные и, признаться, волнительные сообщения. Первая встревожила всерьез: ЭВМ, отработав час с присущей ему выкладкой и сумасшедшей экспрессией, попросил коллег довести занятие до финального восклицательного знака. Сам Эдуард Васильевич превратился в стороннего наблюдателя. Второе сообщение уже гораздо больше обрадовало, чем насторожило. Следующую показательную тренировку Малофеев отработал в режиме «от сих — до сих», задав личным примером такой темп, что присутствовавшая на занятии группа заинтересованных специалистов опять–таки не на шутку взволновалась. Вот ведь дает Васильевич! Совсем не бережет себя. А ведь 2 июня исполнится 73 года! 


Эдуард Малофеев. Фото Дмитрия Ткачева.

— Эдуард Васильевич, в первую очередь как здоровье?

— Норма! Обижаться ни в коем случае нельзя. Самочувствие вполне рабочее. Господь милует, позволяя и жить, и все еще работать. А значит — гореть. Правда, был в мае один душный денек, в который я как–то поплыл в час тренировки. Но что тут необычного?! Так парило, а возраст чай не юношеский. Ничего страшного. Отошел в сторону, не стал рисковать... Норма!

— Но все же побереглись бы...

— Да не могу я иначе! Сам будешь беречься, экономить силенки, и ребята моментально проникнутся жалостью к себе, начнут волынить. Поэтому всеми дружескими советами должен пренебречь. Или, послушав, лечь на печку — забыть о футболе. Этого сделать не могу: футбол — моя жизнь.

— Тем более что сегодня вы гораздо больше востребованы в динамовском клубе, чем раньше.

— Да, благодаря Юрию Александровичу Чижу сдвиг наметился, чему весьма рад. Ныне чаще прикасаюсь к тому, чему посвятил всю свою жизнь. Пока еще не в полной мере, но Москва не сразу строилась. Я окрещен в динамовском клубе методистом, сосредоточенным на помощи в процессе воспитания резерва. А выстраивание системы в клубе, в которой все роли учтены и четко прописаны, непростой процесс. Я это понимаю и пытаюсь быть терпеливым, хотя порой и начинает взыгрывать ретивое. Хочется сразу, незамедлительно принести пользу. Сдерживаю себя, понимая, как тому же Юрию Александровичу непросто быть координатором всех процессов в «Динамо». Поэтому взял на вооружение принцип постепенности. Благо в свою методику у меня стальная вера и все подтверждено практикой — осечек почти не было. Конечно, промахи случались, но я знаю, что это не дырка в методике, а мои собственные ошибки.

— Значит, вы сейчас возвращаете методику Малофеева в «Динамо» на базовый юношеский уровень?

— Такая задача стоит. Повторюсь, что это непросто, но я настроен оптимистично. Позитивный отклик есть. Хочу принести настоящую пользу своему любимому «Динамо». Поверьте, что когда в клубе будет настоящая школа европейского уровня, то методика Малофеева не будет в ней лишней.

— Поговорим о главном «Динамо»...

— Неудачный тренерский опыт чеха Угрина есть предупреждение на будущее. Приглашая любого специалиста, без разницы — доморощенного или легионера, надо более тщательно изучать его историю. Какие взгляды, какие отношения с игроками. А еще лучше уяснять основные принципы учебно–тренировочного процесса. Самим уяснять, не полагаясь на чужие рекомендации.

— Но в чем ошибка чеха? Не смог подготовить физически?

— Не надо упрощать. Нельзя все сводить только к «физике». Если команда, обладающая достойным подбором игроков, смотрится плохо, то, значит, имели место комплексные промахи. Да, физическая подготовка. Но еще и тренировочный процесс, и духовно–ментальная работа, и неправильные индивидуальные подсказки футболистам или вовсе их отсутствие. А ведь все важно для повышения техники, обретения тактических навыков. Именно комплекс. Неразделимый, как Отец, Сын и Святой Дух. А с такой объемной задачей Угрин не справился.

— Ему на смену пришел серб Рашович, оставивший пост спортивного директора.

— Когда Юрий Александрович поинтересовался моим мнением после поражений от БАТЭ, то я поддержал кандидатуру Вука. Мотивация была следующей. Во–первых, серба изначально звали в клуб на тренерскую роль. Во–вторых, он собирал этот состав, значит, ему и выходить из кризиса.

— Получится?

— Очень хочу, чтобы получилось. Пока о чем–то говорить рано. Не самые сильные соперники попались, да и ничья в Витебске расстроила. Но если потребуется моя консультация, то я, как пионер, всегда готов. На любую работу, только бы принести пользу, только бы поддержать Чижа, которому нынешняя футбольная весна далась тяжело.


Неделю назад в финале Кубка Беларуси БАТЭ одержал победу над «Шахтером».

— Вы уверены, что подбор игроков в «Динамо» хороший?

— Точно не слабее, чем у других фаворитов. Поэтому главное — укрепить учебно–тренировочный процесс. Повторюсь, своих знаний от Рашовича скрывать не буду.

— «Динамо» ныне полагается на легионеров...

— Хочу верить, что это — временная мера. Вы о моей ставке на доморощенные кадры знаете. Постепенно, не сразу, но продвигать своих. Воспитывать динамовских белорусских звезд.

— Как вам чемпионат?

— Вроде простой вопрос, а не знаешь, как ответить. Я не в восторге от общего уровня учебно–тренировочного процесса в клубах высшей лиги. Из–за этого постоянная чехарда, а «Гранит», не мечтающий о чем–то великом, находится на втором месте. Но, кстати, клуб из Микашевичей в минском матче с «Динамо» проявил себя здорово. Особенно в первом тайме. Наставник Бохно творчески относится к линейно–зонному принципу организации обороны. Плотно работали. Динамовцы не могли ее преодолеть. Теперь тренеру «Гранита» нужно приобрести знания, как натренировать взрывную силенку, пятое, десятое — и будет прогресс.

— Теперь о главных соперниках «бело–голубых». И, разумеется, начнем с БАТЭ.

— Что ж, давайте, вначале я буду говорить как динамовец, то есть человек, заинтересованный в неудачах конкурентов, питающий на них надежды. Кстати, при Угрине мы сильно помогли Борисову. БАТЭ вошел в сезон ни шатко ни валко, но в трех матчах с нами хорошо потренировался, приобрел уверенность и боевой дух. Такую высокую цену заплатили динамовцы за поражения в Кубке и чемпионате: сами упали, а соперникам помогли воспарить. Тем не менее у БАТЭ стали появляться ямки, график выступлений не такой ровный, как прежде, а синусоидой. Это меня как соперника радует. Кроме того, появляется ощущение, что нынешний состав будет пожиже предыдущих наборов. При всем уважении к ребятам, которые вернулись в БАТЭ, считаю, что на такой основе тяжело составлять лидерское звено. Возьмите пример той же «Боруссии» из Дортмунда. Я с огромным почтением отношусь к работе Юргена Клоппа, видя в нем единомышленника, но в этом моменте и он не сделал чуда. Никто из вернувшихся в Дортмунд на прежнем уровне не заиграл, и лучше воспитывать новых лидеров, а их (именно новых лидеров!) у БАТЭ нет. Игра упрощается. Порой есть вопросы к скоростным качествам и работоспособности. Так что «Динамо» может надеяться и верить. Но с другой стороны, если отбросить клубный патриотизм, то получается вот какая картина: БАТЭ — фаворит сезона, уже выиграл Кубок. И если тренерскому штабу Борисова удастся расширить возможности игроков грамотным учебно–тренировочным процессом, заставить ребят прогрессировать через не могу, то команда станет еще сильнее.

— Сейчас жестко критикуется главный тренер «Шахтера» Боровский...

— Сережа — изумительный, чистый во всех своих побуждениях человек. Но у каждого из нас есть отрицательные профессиональные черты. Для Боровского важно, на мой взгляд, иметь в коллективе и тренерском штабе зычных, авторитетных партнеров по управлению. Потому как сам он славится вдумчивостью и рассудительностью. А команда не должна убаюкиваться.


«Динамо» – «Гранит».

— Еще он апологет «тактического футбола».

— Не только же он! Если раньше краеугольным камнем подготовки была работа над физическими кондициями, то ныне все затмила тактика. Мне кажется, что размен неравноценный. В остальных видах спорта по–прежнему ведь доминирует «физика»! Какой футбол хорош? Для меня нет вопроса проще: тот, что нравится болельщикам. Они же голосуют за страсть! Вкусовые предпочтения прекрасно известны: больше атак, хороших ударов, красивых комбинаций и, наконец, голов. Еще любители футбола ратуют за индивидуальные проявления: элегантный пас, самоотверженный подкат или восхитительный в своей мощи таранный проход. Но ныне народ кормят суррогатом. Футбол как профессиональное явление развернулся от болельщиков в сторону игроков и тренеров. Совершенно неправильно.

— Обожествление результата...

— Так и результата не будет, если нет ясного представления о том, как, например, увеличить количество голевых ситуаций. Где «Челси» в Лиге чемпионов?! Давно вылетел. Меня в современном футболе многое поражает. Вратари на регулярной основе начали разыгрывать мяч. А зачем?! Ладно по ситуации, но перманентно?!! Соперник автоматически получает возможность подойти к чужим воротам. Или идолопоклонничество в вопросе линейно–зонной организации обороны. Ничего абсолютного в этом мире нет. Все надо умно сочетать, не пренебрегая и персональной опекой. Что, кстати, помогает увеличивать компактность линий.

— Говорят, что сейчас на тренировках почти не бьют по воротам.

— Так и есть. Я уже у многих коллег из разных клубов спрашивал: а как голы забивать?

— И?

— Пожимают плечами. Стоит ли удивляться низкой результативности в нашем чемпионате. А ведь это выдумки, что белорусские футболисты плохи и не могут играть со ставкой на атаку. Надеюсь, и мой опыт это опровергает, и последний хоккейный пример перед глазами. Возьмите, канадца Льюиса. Он заставил наших ребят играть в канадской манере, во что никто не верил. Но значит, можно! И все дело в тренере, о чем я не уставая говорю.

Денис КОСАЧЕНКО.

Советская Белоруссия № 101 (24731). Суббота, 30 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter