Чего ждать в Косово после победы на парламентских выборах радикальных националистов?

Вопросы «самоопределения»

В частично признанном Косово прошли досрочные парламентские выборы, по итогам которых победителем стала националистическая партия «Самоопределение», набравшая 48 процентов голосов. Ее лидер Альбин Курти имеет все шансы стать новым премьер-министром Косова. На втором месте — Демократическая партия Косово, ее результат — 17. Партия нынешнего премьер-министра Авдуллаха Хоти получила лишь 13 процентов.


«Самоопределение» известно своими радикальными подходами к вопросам внешней политики. В частности, партия поддерживает идею «Великой Албании», то есть объединения всех земель, населенных этническими албанцами, в одном государстве. Помимо Косова и Албании, это половина Македонии, южные районы Сербии и часть Черногории. Понятно, что такой авантюрный план означает тотальную перекройку границ на Балканах и ведет к новой крупномасштабной войне. Вряд ли сами косовские националисты всерьез рассчитывают на реализацию этой идеи — во всяком случае, в ближайшей перспективе. Однако то, что подобная риторика находит поддержку среди косовских албанцев — весьма тревожно. 

Кроме того, «Самоопределение» и Альбин Курти выступают против сделки с Белградом, предполагающей обмен территорий: передачу под контроль Белграда населенных сербами северных районов Косово в обмен на южные районы Сербии с албанским населением.

Подобный план урегулирования косовской проблемы обсуждается давно, и его сторонники считают, что такая корректировка границ может стать условием признания Белградом независимого Косово. Однако этот план не встречает однозначной поддержки ни в Сербии, где Косово считают исторической колыбелью сербской государственности, ни среди самих косовских албанцев. 

Кроме того, против подобного передела границ выступают влиятельные международные игроки, в частности, Германия, которая считает, что передел границ на Балканах может создать опасный прецедент и запустить неконтролируемую цепную реакцию. 

При этом не стоит забывать, что косовскую проблему затянули в тугой неразрешимый узел сами западные державы, подстрекавшие косовских албанцев к сепаратизму и в одностороннем порядке признавшие независимость Косово. При этом не были учтены ни позиция Белграда, ни интересы проживающего в Косово сербского меньшинства. 

Чисто теоретически косовскую проблему можно было урегулировать хотя бы в духе Дейтонских соглашений, положивших конец войне в Боснии и Герцеговине, которая была преобразована в конфедерацию автономных республик, обладающих широкой внутренней автономией. Примерно по той же модели можно было организовать и отношения между Сербией и Косово в рамках единого государства, но на Западе рассудили по-иному, видимо, сочтя, что независимое Косово будет удобным противовесом Сербии с ее пророссийскими симпатиями.

Политические перемены в Косово накладываются и на изменение международной ситуации. Так, Дональд Трамп, будучи американским президентом, пытался решить косовскую проблему и организовывал переговоры между Приштиной и Белградом. Теперь переговорный процесс, по всей видимости, будет заморожен не только из-за несговорчивости новой косовской власти, но и по причине позиции Белого дома. Джозеф Байден отметился резкими антисербскими высказываниями во время агрессии НАТО против Югославии в 1999 году. Поэтому в Белграде вряд ли захотят видеть нынешнюю американскую администрацию в роли посредника на переговорах.

Впрочем, не факт, что сам Вашингтон пожелает активничать на Балканах. Трамп ввязался в балканскую игру во многом в пику ЕС. Байден, действующий в духе евроатлантической солидарности, скорее всего, предпочтет оставить Сербию и Косово в сфере интересов своих европейских союзников.

Очевидно одно — скорого разрешения косовской проблемы ждать не стоит. И дай Бог, чтобы не дошло до нового обострения.

vs.shimoff@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter