На Малой сцене Национального академического театра им. Я.Купалы прошла премьера пьесы известного российского драматурга Евгения Гришковца «Зима» в постановке молодого режиссера Екатерины Аверковой. Это первая постановка Гришковца в главном национальном театре и первая работа Аверковой (ставившей в независимых театральных проекта и ТБД «Кысь», «Оскар и Розовая дама», «Вяртанне галадара») в Купаловском.
Если вспомнить, что ранее новый художественный руководитель театра Николай Пинигин выказывал недовольство Малой сценой, превратившейся, по его словам, в некую резервацию для зрелых актеров, не сумевших реализоваться на основной сцене и порой — о ужас! — даже ставивших там спектакли самостоятельно, то нынешнюю «Зиму» стоит воспринимать симптоматично. Как ранее озвученный принципиальный поворот от «архаики», компенсации актерских комплексов к театру актуальному, пышному, бродящему соками и накачанному брэндами и, конечно, воплощенному во всей своей мощи исключительно молодыми силами. Мог ли кто предположить, что в первой же попытке концептуального «ребрэндинга» некогда одной из самых интересных экспериментальных площадок столицы силы эти окажутся настолько беспомощны и инфантильны? Наверное, мог. В этом–то и весь расчет. Вектор от «Осенней сонаты» или «Тут живут люди», некогда шедших в репертуаре Малой до нынешней «Зимы» выстроен осознанно. Это уже вторая премьера в театре при новом руководстве, оставляющая больше недоуменных вопросов, чем ответов.
В качестве формы существования Малой сцены в грядущем Екатерина Аверкова предложила двухчасовой детский «утренник» с ироничным пережевыванием прежних смыслов советской эстетики. Детский сад, возведенный в принцип. Театральную зарисовку с заячьими ушками, кремлевскими звездами, катанием на детском велосипеде, экземпляром «Повести о настоящем человеке», рассуждениями о художественных достоинствах «Тараса Бульбы» и «Анны Карениной». Актриса, один из руководителей популярного театра современной хореографии D.O.Z.SK.I. Ольга Скворцова, дебютировавшая в этой постановке на сцене Купаловского театра (вот и еще один вопрос: зачем брать актрису со стороны, когда в самой труппе их предостаточно?) играет Снегурочку с наработанной во время бессловесных хореографических спектаклей мимикой. Конечно, ткань текста изначально довольно слабой пьесы Евгения Гришковца и не предполагает глубокого проникновения в роль, особого проживания женского характера, но вся эта «карамельность» и без того выхолащивает даже те проблески психологизма, которые в тексте иногда проскальзывают. Без энтузиазма полусонно перекидываются фразами, в которых оживают то воспоминания, то комплексы, то детские страхи, и главные герои — два солдата без имен, залегшие в снегах с взрывчаткой, — Павел Яскевич и Александр Павлов. На рассвете они должны взорвать некий объект, и до этого времени «Ч», чтобы не замерзнуть, можно вспомнить и первый поцелуй, и неудачный день рождения. Взрывчатку они разместят на задних рядах небольшого зрительного зала, и в финале она взорвется жизнеутверждающим новогодним конфетти.
В том ли беда, что в устах других актеров, кроме самого Гришковца, его тексты звучат натужно или искусственно, или в том, что режиссер понадеялась на то, что сам текст или прием ретроспекции придаст спектаклю объем? Пока же получился парадокс: молодому режиссеру дали возможность что–то сказать, а сказать нечего. Вместо этого — бормотание, гиканье, художественный свист, мычание, но только не авторское высказывание.
В праздник хочется «сладкого», и, возможно, в праздничные новогодние и рождественские дни и последующие школьные каникулы «Зиму» — яркий образец облегченного диетического театра–«лайт», так и не выросшего из студийных штанов, благодушно настроенный зритель воспримет ровно. Календарно в столичную сферу развлечений спектакль вписывается идеально. Что же делать с этим спектаклем, который светит, да не греет, потом, когда новогодние игрушки отправятся обратно в пыльный шкаф, Дед Мороз займется своими повседневными делами, а от Нового года останутся одни воспоминания, — непонятно. Хотя выход есть: чтобы его неискренность явно не бросалась в глаза, «Зиму» можно показывать только на Новый год как спецпроект, конкурирующий с новогодними телевизионными огоньками. Но если в репертуаре появятся еще два–три таких спектакля, велика вероятность, что театр впадет в спячку, — причем по обе стороны рампы.