Вопрос — ответ

Больше трех часов продолжалось Послание Президента. Затем по традиции он ответил на вопросы депутатов...

Больше трех часов продолжалось Послание Президента. Затем по традиции он ответил на вопросы депутатов. Необычным — по крайней мере, раньше было иначе — стало то, что прямая трансляция из Овального зала не закончилась сразу же после официальной речи Александра Лукашенко. И в диалоге Президента с парламентариями прозвучало, без преувеличения, сразу несколько сенсаций...


Уже дважды за последние дни его спрашивали о событиях в Кыргызстане и конкретно о судьбе свергнутого президента. Александр Лукашенко довольно четко изложил свою позицию о том, что Беларусь готова принять Курманбека Бакиева. Вчера, отвечая на очередной вопрос на ту же тему, Президент объявил, что семья Бакиевых с понедельника находится в Минске «под защитой государства и Президента». Как передает «Интерфакс», речь идет о самом Бакиеве, его жене, сыне и дочери. Вчера белорусские медики проводили их медицинское обследование.


400 человек в зале — парламентарии, чиновники, люди в погонах, директора заводов, ректоры университетов, журналисты и дипломаты — восприняли эту новость аплодисментами. Я бывал в странах, где хлопают каждому более или менее звучному заявлению главы государства, — в Беларуси более сдержанная политическая культура, но тут, видимо, Президент действительно дал повод. «Возможно, кто–то будет осуждать, кто–то отнесется позитивно. Но нет сомнений, что это — поступок. Сегодня очень мало политиков, способных на поступки», — объясняет свою непроизвольную реакцию Валентина Леоненко, депутат из комиссии по международным делам...


«Я поручил соответствующим службам, чтобы организовали переправку Курманбека Бакиева с семьей в Минск. Ночью в понедельник они были в Минске по его просьбе — он об этом просил не единожды, — рассказал Президент, как все происходило. — Он не просил за себя, поразив меня до слез. Он говорит: Александр, забери семью. Детей, говорит, жалко — они–то в чем виноваты... Я отвечаю: Курманбек Салиевич, тебе после всего этого обследоваться нужно — я и тебя заберу. Он говорит — тебе вред будет, а я говорю — какой вред? Ты — президент страны, я тебя принимаю как президента, а не как какого–то изгоя».


Александр Лукашенко подчеркнул, что решение о приеме Курманбека Бакиева в Минске было исключительно его личным решением. «Я сказал, что это было мое личное решение как Президента и как человека. По закону я имею такое право, — он пояснил свои мотивы. — Исходя из человеческих мотивов, исходя из того, что это близкая нам страна, член ОДКБ — не только экономического, но и военно–политического союза... Я говорил искренне, может быть, несколько эмоционально, потому что некоторые вопросы настолько некрасиво выглядели — просто стыдно».


В частности, он раскритиковал Организацию Договора о коллективной безопасности и председательствующую в ней Россию. «Что же ОДКБ? Все молчат. А там Россия председательствует. Я ждал, что председательствующий (Президент России Дмитрий Медведев. — Прим. И.К.) позвонит и предложит: давайте соберемся. Знаете, что они предложили: «В июне у нас запланировано заседание ОДКБ, там 10 — 15 вопросов: давайте лучше 8 мая скопом соберемся и после саммита СНГ вторым вопросом быстренько ОДКБ проведем»... Наплевательское отношение... Тогда кому нужна эта организация?.. Представьте, если бы такое случилось с членом НАТО! Собрались бы все немедленно! А здесь — государственный переворот, свергли законно избранного президента, зажали где–то в горах, стрельба кругом, на грудь коленом наступили, дети малые, семья рядом, и давят со всех сторон...»


Другой важный вопрос, который задали депутаты и на который мы услышали важный ответ, касается нашего Таможенного союза с Россией и Казахстаном, плюсов и минусов вхождения в эту организацию. Один очевидный минус, по крайней мере, так сейчас представляется автолюбителям, — это повышение ввозных пошлин на автомобили. «Много есть вопросов по Таможенному союзу, в том числе по автомобилям. Решение мною не принято, — заявил Александр Лукашенко. — Более того, несколько дней назад, встречаясь с Премьер–министром, я попросил его дать альтернативу: в связи с тем, что они (партнеры по организации. — Прим. И.К.) исключают некоторые товары, говорят, что они не относятся к Таможенному союзу, может, и нам следует посмотреть на что–то...»


Разве это логично, что Россия применяет пошлины при поставках нефти и нефтепродуктов в Беларусь и при этом поставляет их беспошлинно в Казахстан, не переживая о потерях своего бюджета? При том что Казахстан сам добывает нефти больше, чем может переработать в стране. «Вдумайтесь, Казахстан 7 или 9 миллионов тонн нефти получает от России беспошлинно. Зачем? Никто в России мне на этот вопрос не ответил... Экспортная пошлина в Китай — ноль! Почему же к нам, братьям, совсем другое отношение?» — задал риторический вопрос Александр Лукашенко. В Овальном зале, впрочем, сидели дипломаты и из России, и из Казахстана.


«Но даже если будут введены пошлины (на автомобили. — Прим. И.К.), это не значит, что мы потеряем. У нас есть вариант покупать то, что производится на таможенном пространстве. Это не только «Жигули», — заметил он. — В целом, когда мы считали — и с автомобилями, и  другими вопросами, — нам Таможенный союз выгоден», — считает Президент. Инвесторы смотрят на Беларусь как на плацдарм для выхода на 200–миллионный рынок союза...


В остальном, как это, наверное, и должно быть, народных представителей интересовали в первую очередь социальные проблемы своих регионов. Пенсии, пособия на детей, кредиты на жилье — это вопросы из разряда вечных, в том смысле, что требуют к себе постоянного внимания в любой стране. И Президент заверил, что Беларусь, которая по Конституции является социальным государством, и далее будет соответствовать этому статусу. «Я вас не подведу», — этими словами Александр Лукашенко закончил свое выступление в Национальном собрании.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter