Вопрос культуры, морали и доступности

Готово ли наше общество к принятию более кардинальных мер против пьянства?

Готово ли наше общество к принятию более кардинальных мер против пьянства?

Меры, направленные на борьбу с пьянством и алкоголизмом, становятся все жестче, и это абсолютно оправданно. Запрещено распивать спиртное, в том числе и пиво, в общественных местах, ведется разговор об усилении ответственности за пьяную езду, действует Директива Президента № 1, предусматривающая ответственность за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде не только работников, но и их руководителей...

Но спиртное по-прежнему остается едва ли не самым доступным для населения товаром. Получается, все зависит от сознательного выбора человека — пить или не пить?
Или все-таки можно помочь ему сделать этот выбор, ограничив доступность алкоголя?
Не дадут ли запреты обратного эффекта и как бороться с теми, кто наживается на продаже самопального алкоголя, губя людей и разрушая семьи? Что может противопоставить пьянству наше общество?

Об этом и рассуждали за круглым столом в “НГ” председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по жилищной политике и строительству Владимир ПУЗЫРЕВСКИЙ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по жилищной политике и строительству Александр ЯРОШЕВИЧ, заместитель начальника управления профилактики МВД Сергей КРАСУЦКИЙ, консультант управления организации торговли и услуг Министерства торговли Людмила ПЕТРАКОВСКАЯ, заместитель начальника управления торговли, начальник отдела продовольственных товаров Белкоопсоюза Лилия ДОМАШИЦ, главный врач Минского городского клинического наркологического диспансера Сергей МОЛОЧКО.

“НГ”: Сегодня можно смело сказать, что наше общество готово к принятию более кардинальных мер против пьянства. Свидетельством то-му — редакционная почта.

В “НГ” в последнее время стали приходить письма, которые иначе как криком души не назовешь: жители просят убрать со двора жилого микрорайона магазин, ночью торгующий спиртным, сельские жители сообщают адреса самогонщиков, которые фактически спаивают их родных и близких... На фоне этого вполне понятно некоторое недоумение людей (опять же судим по звонкам и письмам читателей и по обсуждению в сети интернет), вызванное сообщением о том, что новый законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон “О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта” предполагает разрешить продажу спиртного на АЗС, в санаторно-курортных учреждениях, в автолавках. Это действительно принципиальное нововведение или необходимость ввести существующую реальность в рамки закона

Владимир ПУЗЫРЕВСКИЙ: Больших изменений как раз такие поправки не вносят и не идут вразрез с нормами государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства, рассчитанной на 2011—2015 годы. Возьмем, к примеру, разрешение продажи спиртного автолавками там, где нет стационарной торговой сети. Поправки в закон разрешат торговать там не только организациям Белкоопсоюза, но и частным торговым организациям. А ведь они будут возить не только спиртное. Законом установлен ассортиментный перечень всех необходимых товаров, который контролируется местными исполнительными и распорядительными органами.

 

 

 

Александр ЯРОШЕВИЧ: К слову, частник сможет осуществлять торговлю только в случае, если у него есть лицензия и если он имеет стационарную торговую точку в райцентре. То есть не каждый желающий сможет загрузить машину товаром, в том числе и ящиками со спиртным, и поехать торговать по отдаленным деревням. К тому же если обнаруживаются факты несоответствия установленному перечню продуктов, то владелец автолавки может подвергнуться штрафу или лишиться лицензии.

 

 

 

Людмила ПЕТРАКОВСКАЯ: Новизны в проекте закона в части разрешения продажи алкогольных напитков с использованием автомагазинов нет. И сейчас автомагазины доставляют в сельские населенные пункты одновременно с другими товарами и алкогольные напитки. Разница в том, что теперь такие автомагазины могут принадлежать любому юридическому лицу, имеющему соответствующую лицензию.

Если вы помните, в прошлом году в Послании народу и парламенту глава государства говорил о том, что выполнением услуг социальной направленности мы должны “обременять” все розничные торговые сети. Потребкооперации не всегда выгодно выезжать на село, где нет стационарной торговой сети и живут, к примеру, пять или десять человек. Если передать их обслуживание крупным торговым сетям, “сетевики” закупят автомагазины и будут обеспечивать малонаселенные пункты всем необходимым. Еще раз подчеркну — главное при этом условие: они должны соблюдать ассортиментный перечень социально значимых товаров. Если в деревне нет стационарного магазина, то сельчане за это будут благодарны...

“НГ”: Но, согласитесь, практически к порогу даже в малонаселенной деревне будут доставляться не только хлеб и, скажем, колбаса, но и алкоголь. Слишком велик соблазн для покупателей, да и продавцы заинтересованы получить прибыль на спиртном. Не поедут ли друг за другом автолавки Белкоопсоюза и частных торговых сетей?

Александр ЯРОШЕВИЧ: Там, где предприятия Белкоопсоюза находятся в худших экономических условиях, подставят плечо частники. Если же потребкооператоры выполняют свои функции на 100 процентов, то частникам там делать нечего.

Людмила ПЕТРАКОВСКАЯ: Насчет соблазна вы в чем-то правы. Для владельцев автомагазинов приобретение таких спецмашин — тоже издержки. Возможно, у кого-то из них и появится желание через продажу алкоголя быстрее окупить свои расходы. Поэтому контроль местных органов власти за всем происходящим просто необходим, особенно на первом этапе внедрения такой формы торгового обслуживания.

Лилия ДОМАШИЦ: Участие организаций потребкооперации в торговле на селе значительно, и она социально ориентирована, ведь именно на нас опираются отечественные производители. Удельный вес товаров отечественного производства составляет 92,7 процента. И этот показатель уменьшаться не должен. У нас сейчас 612 модернизированных автомагазинов, обслуживающих 15,1 тысячи малых населенных пунктов, где нет стационарной торговли. К 2015 году планируем дополнительно закупить и организовать работу еще тысячи модернизированных автомагазинов. Доставка товаров автомагазинами осуществляется по согласованным с местными исполнительными органами графикам и маршрутам движения. При этом ассортимент формируется согласно утвержденным перечням, в том числе включает и алкогольные напитки. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что их удельный вес в обороте автомагазинов незначительный — около 6—7 процентов. Из года в год этот показатель снижается, при этом увеличивается продажа мясо-молочной продукции, кондитерских изделий, рыбной продукции, а также непродовольственных товаров.

“НГ”: А если говорить о разрешении продавать спиртное на АЗС и в санаторно-курортных учреждениях? Речь ведь уже не идет о выполнении социальных стандартов, как в ситуации с автолавками...

Владимир ПУЗЫРЕВСКИЙ: По вопросу о разрешении продажи алкоголя на АЗС и в санаторно-курортных учреждениях могу отметить, что целесообразность данных положений законопроекта определил Совет Министров при его внесении в Палату представителей.

Ведь та же АЗС, как говорится, место пропускное, она окупается, если через нее проходит приблизительно около восьми тысяч единиц автотранспорта. А у нас пока максимально до четырех тысяч единиц. Следовательно, надо предпринимать дополнительные шаги для окупаемости. Но это вовсе не значит, что на каждой автозаправке должна стоять палатка со спиртным. Законопроект предлагает предусмотреть возможность продажи алкогольных напитков, если на АЗС находится магазин, где могут продаваться как продовольственные, так и непродовольственные товары, с торговым залом более 50 квадратных метров. Владельцы таких торговых точек должны иметь на прилавках сопутствующие товары, в том числе и алкоголь. С точки зрения цивилизованного человека это просто дополнительная услуга и удобство. Если человек решил по пути приобрести газированную воду, уголь для дачного камина, мясо, почему бы и алкоголь не купить, если он может ему понадобиться. Нельзя думать, что, обеспечивая торговые точки алкоголем, мы порождаем пьянство и преступность. Остановить тех, кто страдает алкоголизмом, или закоренелых пьяниц никакие ограничения не помогут.

“НГ”: А вот давайте спросим у нарколога и представителя МВД, насколько, исходя из их наблюдений и практики, доступность спиртного влияет на вероятность того, что человек станет пьяницей или алкоголиком?

Сергей МОЛОЧКО: С 1995 года уровень потребления алкоголя в нашей стране вырос с 6,5 до 13 литров этилового спирта в год на человека. А если добавить неучтенный алкоголь, произведенный кустарным способом? Эта цифра уже увеличивается до 15 литров. Ежедневно только в Минске, по статистике, продается 370 тысяч бутылок водки. Выходит, около полумиллиона человек каждый день в столице “подшофе”? А ведь восемь литров спирта на человека в год — это уже предельно допустимая норма. Если делать алкоголь таким доступным, то как будет выполняться демографическая программа? Уровень потребления спиртных напитков во всем мире отрегулирован. В большинстве цивилизованных стран после 22 часов его не продают. Считаю, что и наши законодатели должны думать о результатах своих поправок. Разве не парадокс — прямо напротив школы, возле нашего диспансера торгуют спиртным! А кто, скажите, за последнее время лишен лицензии за продажу алкоголя детям? Если здоровье человека — главный приоритет нашего общества, то прежде всего и надо думать о нем.

Людмила ПЕТРАКОВСКАЯ: Приведу такие цифры: в 2006 году 55 процентов магазинов торговали алкоголем, в 2010-м — 46 процентов, а в 2012-м — уже 39 процентов. Как видим, количество торговых объектов, продающих алкоголь, все же снижается.

В 1993 году мы первыми на постсоветском пространстве прекратили уличную торговлю алкоголем. В 1998-м Минторг подготовил закон о запрете его продажи в отдельных местах. Гораздо больше лет понадобилось Украине и России, чтобы ввести такие же запреты. В обсуждаемом законопроекте мы предлагаем запретить торговлю алкогольными напитками по образцам, оказание услуг по доставке алкогольных напитков физическим лицам, инициировали запрет на продажу алкоголя в розлив в магазинах. В тару потребителя разрешили продавать только натуральные вина и только в специализированных магазинах.

Мы уточнили порядок использования алкоголя в качестве призов при проведении акций, право на запрет его продажи во время проведения выпускных вечеров. Несмотря на то что Минторг за эти запреты и ограничения многие упрекают, мы свои требования все равно ужесточаем. Но самое большое значение для ограничения потребления алкоголя имеет увеличение цен. По сравнению с прошлым годом цены на водку выросли на 166,4 процента. В результате за минувший год ее реализация составила 93 процента от уровня 2011 года. В расчете на душу населения снизилось ее потребление на 3 процента. За два месяца текущего года наблюдается снижение реализации водки и ликеро-водочных напитков на 11 процентов. Если в январе — феврале прошлого года потребление на душу населения составляло 1,76 литра, то за такой же период этого года — 1,63.

Сергей КРАСУЦКИЙ: На таких встречах, как наша, присутствующие, как правило, высказывают диаметрально противоречивые мнения. С одной стороны — Минздрав, с другой — производители и торговля. Говорят о качестве белорусской продукции, я имею в виду спиртное, но так можно прийти к тому, что и марихуану начнем признавать только потому, что она из натурального сырья. Я не ратую за сухой закон. Но не считаю, что чуть ли не в каждом подъезде надо открывать торговую точку, продающую спиртное.

На протяжении последних лет в Беларуси заметно сокращаются смертность и преступность. Но горькая статистика все еще остается — большая часть убийств и причинение тяжких телесных повреждений совершаются на почве пьянства. Можно сделать вывод: к формированию культуры по отношению к спиртному надо подходить со всех сторон. Считаю, что поэтапное сокращение торговых точек, торгующих алкоголем, повышение цен на спиртное рано или поздно принесут свои плоды.

Владимир ПУЗЫРЕВСКИЙ: Вспомните ситуацию в СССР с объявлением сухого закона. Уничтожили виноградники, ограничили продажу водки — пошла “отрава”. Запретительные меры всякий раз провоцируют сильный приток фальсифицированного алкоголя, самогона.

Сергей КРАСУЦКИЙ: Но мы не вправе молчать и сглаживать серьезность проблемы. Любые, пусть даже маленькие, шаги в сторону оздоровления нашего общества дают свои результаты. Если фальсификат попытается захлестнуть белорусский рынок, со всей ответственностью могу заявить, что Министерство внутренних дел справится и с этой ситуацией. Мы в целом за постепенные, не резкие ограничения употребления спиртного. Но все питейные заведения должны быть цивилизованными, куда посетители смогли бы прийти отдохнуть, приятно провести время, а не напиться.

Владимир ПУЗЫРЕВСКИЙ: Действительно, не всякий, кто время от времени употребляет спиртное, болен или потенциальный преступник. Скорее вопрос в другом. У нас отсутствует культура питья. Мы не должны допускать, чтобы спиртное вытесняло все другие жизненные интересы и занятия. Тот, кто регулярно занимается спортом, увлекается искусством, хорошо и с желанием трудится, пьяницей не станет. Все начинается с семьи. Но если человеку предоставляется выбор, должны быть и рамки. Злоупотребляющих надо наказывать рублем, а может, и не только. За пьянство, особенно за рулем, например, надо срок давать, а не машину отбирать, как предлагают многие. Ведь на приобретение автомобиля средства собирала вся семья.

“НГ”: Что ж, только запретительные меры и вправду ожидаемого эффекта не дадут. Но как сказать “стоп” человеку, который несет из семьи последнюю копейку? Может, принять такую норму, какая действует в казино, когда по заявлению самого игромана или его семьи его просто не пустят за рулетку?

Людмила ПЕТРАКОВСКАЯ: Такая практика маловероятна: магазинов и пьющих людей у нас намного больше, чем казино и игроманов.

Сергей КРАСУЦКИЙ: Похожий механизм в принципе есть, и он касается ограничения дееспособности. Когда, к примеру, гражданин по решению суда не может получать заработную плату и совершать покупки. А в суд можно подать и на злостного алкоголика.

“НГ”: по статистике, в прошлом году снизилась реализация плодово-ягодных вин — так называемого чернила. Причиной такого снижения может быть и то, что в нескольких районах был введен запрет на его продажу. Спустя некоторое время там стали процветать целые самогонные заводы. В редакцию пришло несколько писем из Молодечненского района с просьбой найти управу на самогонщиков, которые практически спаивают народ.

Сергей КРАСУЦКИЙ: Следует сказать, в регионах, где не продавались “чернила”, эффект виден: преступность гораздо ниже. Те изменения в закон, о которых мы говорим, позволят местным органам власти официально вводить свои запреты. Что касается Молодечненского района, то он в последнее время, действительно, на слуху, но скорее потому, что люди там стали проявлять сознательность. Без помощи граждан проблему самогоноварения мы не решим. Но такая непримиримость — это дело времени и зрелости общей гражданской культуры. Например, в Глубокском районе в деревне Мосар никто вообще не употребляет алкоголь. Но это пока, к сожалению, единичный случай.

Лилия ДОМАШИЦ: Что касается ограничений. Начиная с прошлого года цены на спиртное выросли почти в два раза, во всех торговых точках Белкоопсоюза (а это, замечу, в основном магазины в сельской местности) за этот период их реализация значительно снизилась. Но вот еще цифры: в Минской области, где местные власти вводили ограничения на продажу спиртного, на 141 процент увеличилась продажа в группе парфюмерно-косметических товаров. Осмелюсь предположить, что тот, кто злоупотребляет алкоголем, может употреблять и другие спиртосодержащие жидкости.

Сергей КРАСУЦКИЙ: Это крайность, такие люди все равно будут злоупотреблять. Надо говорить не о тех, кто уже потерян, а о тех, кто еще считается здравомыслящим. Вот кого следует спасать. Если ограничивать нормального человека, он не пойдет искать одеколон или самогон, не станет пить в больших дозах пустырник .

Лилия ДОМАШИЦ: Для тех, у кого отсутствует культура питья, преград и ограничений не существует. Если захотят, найдут где приобрести алкоголь и в час, и в два ночи...

“НГ”: Особенно если не найдем управы на самогонщиков. А управы пока нет: даже при поимке с поличным они отделываются штрафом, который довольно легко “отбить”, продав пару свиней, откормленных на браге, или самогон. Может, стоило бы легализовать производство самогона, а для тех, кто делает это нелегально, установить более жесткие меры ответственности, вплоть до уголовной?

Сергей КРАСУЦКИЙ: Максимальный штраф за самогоноварение сегодня не маленький — три миллиона рублей. Но нарушителей можно привлекать не только по статье “Самогоноварение”, а и за нарушение налогового, а также природоохранного законодательства. Штрафовать можно и на большие суммы, но, повторюсь, нужна и важна позиция гражданского общества: чем чаще люди будут сигнализировать о подобных правонарушениях, тем легче будет с ними бороться.

Владимир ПУЗЫРЕВСКИЙ: Легализовать самогоноварение? Это недопустимо. На алкоголь существует ГОСт, которого вряд ли самогонщики будут придерживаться. Но есть еще и моральный аспект. Раньше в народе самогоноварение считалось большим грехом и прежде всего потому, что им травятся люди, из-за него рушатся семьи.

Сергей МОЛОЧКО: Наибольшее количество сивушных масел, вредных для человека, действительно содержится в самогоне. Но степень алкоголизации зависит не от вредности спиртного, а от кратности, объема, промежутков и возраста, с которого человек начинает его употреблять.

“НГ”: Кстати, о возрасте. У нас алкоголь разрешено продавать людям, достигшим 18 лет. Во многих западных странах ценз увеличен до 21 года. Не предусматривается ли это сделать и в нашей стране?

Владимир ПУЗЫРЕВСКИЙ: Дело ведь не в возрасте, а в культуре. Исследования института социологии Национальной академии наук, касающиеся культуры потребления спиртных напитков и социальной эффективности антиалкогольной политики, установили, что на распространение пьянства и алкоголизма основное влияние оказывают следующие факторы — низкий уровень жизни человека, отсутствие интересных занятий в свободное время, неправильное воспитание в семье, тяготы повседневной жизни, а также “питейные” традиции и обычаи.

Поэтому, полагаю, что необходимо создавать благоприятные условия для формирования здорового образа жизни, экономического и социального благосостояния людей, менять структуру производства, реализации и потребления алкогольных напитков — переходить от преобладания “водочно-винной” к “винно-пивной” культуре потребления спиртного. Но прежде всего каждый человек должен сам осознать, что появление в состоянии алкогольного опьянения на производстве, за рулем является недопустимым и может повлечь негативные последствия как для самого употребляющего алкоголь, так и для окружающих. И тогда никакие запреты и ограничения не понадобятся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter