Выступление министра антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича в программе международного форума по вопросам повышения доверия к национальным валютам, который прошел недавно в Минске, не было запланированным. Однако Владимир Васильевич, который не всегда многословен с журналистами, попросил микрофон и довольно предметно рассказал о совместной работе с Нацбанком по решению ряда актуальных вопросов. Один из них — управление инфляцией. Появление антимонопольного органа в свое время как раз было направлено на решение мегазадачи: управлять инфляцией через рыночные механизмы, которые должны сопровождаться публичным обсуждением. Достижение этой цели, убежден министр, предопределяется прежде всего менталитетом и пониманием обществом, бизнесом и властью того факта, что мы готовы жить в условиях отсутствия прямого регулирования. Пока же синдром боязни свободного плавания присущ многим.
В то же время руководитель МАРТ признался: в последнее время местные органы власти на всех уровнях стали более восприимчивы к тезису, что развитие конкуренции помогает достичь установленных параметров по инфляции. Именно конкуренцию и демонополизацию рынка в министерстве называют волшебной палочкой.
Уход от прямого ценового регулирования — один из важных шагов антиинфляционной программы на 2019–2020 годы. В качестве положительного примера министр привел ситуацию на лекарственном рынке: механизм референтного ценообразования позволил снизить стоимость на ряд препаратов до 65 процентов. В целом доля товаров, на которые сегодня регулируются цены, в потребительских расходах населения по итогам прошлого года составила около 18 процентов. Примечателен такой факт: темп роста цен по итогам 9 месяцев этого года на регулируемые товары составил 7,8 процента, а на нерегулируемые — 4,3 процента (значение базовой инфляции).
Однако есть решения, которые не укладываются в понимание коллег, в частности, из МВФ. Речь идет о временных мерах ценового регулирования на некоторые группы социально значимых товаров. В ЕАЭС, например, действует соглашение, согласно которому цены на такие позиции можно регулировать на срок до 90 дней. И здесь возникает небольшой нюанс: социально значимые товары — это именно то, что наиболее влияет на инфляционные ожидания. И именно здесь для нашей страны стоит важная задача — развитие конкуренции и обеспечение равного доступа на полку по этим позициям.
Еще один интересный факт от МАРТ: за весь 2016 год в антимонопольный орган обратились 6 заявителей, за 9 месяцев этого — 343. В основном обращается бизнес, и более четверти проблемных вопросов находится в зоне ответственности органов власти. МАРТ предложил мягкий и эффективный механизм предупреждения: за 9 месяцев их выписали 63 раза, 80 процентов уже исполнены. В качестве свежего примера — история с Министерством труда и социальной защиты, которое после такого предупреждения расширило список банков, имеющих возможность выплачивать пенсии, пособия и другие выплаты по социальному страхованию. Это новое явление для нашего общества, убежден Владимир Колтович, но оно полностью укладывается в формулу рыночности и публичности. Сегодня этот факт вселяет надежду в министра, который, к слову, видит понимание со стороны органов власти и бизнеса в том, что мы можем жить в условиях конкуренции и отсутствия прямого ценового регулирования.