Волокитчикам не поздоровится

С 15 января будущего года вступит в силу Указ Президента «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». Все обращения и жалобы граждан сначала будут рассматриваться на местах, причем в строго отведенный срок. А тем должностным лицам, которые затягивают решение вопроса, крепко не поздоровится.На днях мой давнишний знакомый с упоением рассказывал, как он оформлял договор купли-продажи жилья, а потом и прописку по новому адресу. Никакой беготни и нервотрепки, все было сделано четко и оперативно. Что же, есть повод для гордости, если вспомнить, что во времена не столь далекие очередь, например, к нотариусу приходилось занимать в шесть утра, причем столь раннее бдение вовсе не гарантировало благополучный результат.

Но мне почему-то вспомнился анекдот об одном чиновнике, который, получив распоряжение о внедрении принципа «одного окна», бодро взял под козырек и кинулся исполнять поручение. Когда в подведомственное ему учреждение  нагрянули с проверкой, то обнаружили наглухо закрытые окна и двери. В уголке работало только одно окошко, у которого образовалась длиннющая очередь недовольных граждан.
«А что, собственно, произошло?» -- растерянно недоумевал тот чиновник, -- ясно же сказано: «одно окно»!
Как говорится, это было бы смешно, если б не было так грустно. К сожалению, в регионах встречается еще немало фактов равнодушия, непрофессионализма, волокиты со стороны местных клерков. Люди месяцами, а подчас и годами ищут справедливости, стучатся во все двери, теряя доверие к местным властям. Некоторые истории просто не укладываются в голове. К примеру, в течение трех лет чиновники Славгородского райисполкома «мариновали» проблему установления пенсионного стажа 70-летней женщине. А после вмешательства Администрации Президента все уладили в течение семи дней.
Мы говорим о демократии и правовом государстве, спорим о смысле этих понятий, но все намного проще. Наверное, в первую очередь государство должно быть социальным, то есть служить интересам своих граждан, не отмахиваться от конкретной проблемы, а решать ее. И нужно-то для этого всего ничего: чтобы каждый честно и добросовестно выполнял свою работу, начиная с банальных мелочей. Ну что стоит, к примеру, должным образом заполнить информационный стенд и указать необходимые сведения о работе структурных подразделений того или иного ведомства. Но, как показывает практика, даже эта информация для многих секретна. Не везде ведется прием граждан в удобное для людей время. Согласно президентской Директиве № 2, личный прием граждан должен начинаться не позднее девяти часов утра, заканчиваться не ранее 20 часов, а при необходимости вестись в субботу и воскресенье. Но некоторые чиновники, видимо, еще не успели ознакомиться с Директивой, а быть может, считают ее необязательной к выполнению.
-- Жизнь государства должна быть дебюрократизирована как в отношениях между государственными учреждениями и конкретными гражданами, так и во взаимодействии между самими госорганами, -- говорит заместитель главы Администрации Президента Беларуси Наталья Петкевич. -- Мы значительно подняли уровень жизни населения, но не менее важна и такая категория, как качество жизни. Многое здесь зависит от работы органов власти на местах. Все достижения государства в социальной сфере могут быть сведены на нет, если человек вынужден безрезультатно метаться по огромному количеству кабинетов, если перед ним будут закрывать двери чиновники, если в ответ на обращение он получит формальную отписку.
По большому счету, рядового гражданина мало волнуют объемы ВВП, валютных резервов и прочие макроэкономические показатели. Для него гораздо важнее, насколько профессионально относятся к своему делу и внимательны к людям руководитель ЖЭС, сотрудник ГАИ или налоговый инспектор. Кто-то из философов однажды справедливо заметил: самых довольных граждан имеет то государство, которое создает иллюзию, будто все они -- маленькие короли. Часто ли мы можем сделать себе такой комплимент? Вопрос, думается, риторический.
Отчаявшись найти справедливость на местной уровне, люди пишут письма в Администрацию Президента. «Ежегодно к Президенту страны приходит порядка 30 тысяч обращений граждан, 70 процентов поступивших вопросов могли бы и должны были решить нижестоящие инстанции, -- сказала Наталья Петкевич. -- Как подтверждают проверки, подавляющее большинство жалоб оказываются справедливыми.
Наибольшее количество нареканий граждан вызывает деятельность жилищно-коммунальных служб, органов труда и социального обеспечения, система торгового, бытового и медицинского обслуживания. Интересно проанализировать и географию обращений. Как сообщил начальник управления по работе с обращениями граждан Администрации Президента Станислав Буко, минчане более требовательны и привередливы, от них поступает каждое четвертое обращение. Следом идут жители Минской области, а меньше всех жалуются жители Гродненской области.
На совершенствование борьбы с бюрократизмом направлен Указ Президента «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», который вступит в силу с 15 января 2008 года. Он четко регулирует очередность рассмотрения поступающих в госорганы обращений.
По словам начальника Главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Аллы Бодак, все обращения сначала будут рассматриваться на местах. Заявителю, который не удовлетворен ответом местного учреждения, предоставляется право обжаловать его в вышестоящем органе власти, а после этого -- в суде. Если обращение находится вне полномочий того органа, в который оно поступило, то данное учреждение обязано в пятидневный срок направить оригинал обращения в компетентный орган и уведомить об этом заявителя.
Указ утверждает перечень организаций, ответственных за рассмотрение обращений граждан в различных сферах жизни населения. Кроме того, он усиливает ответственность должностных лиц за недобросовестное и несвоевременное рассмотрение обращений. Кстати, только в этом году за ненадлежащее рассмотрение жалоб к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности было привлечено около двух с половиной тысяч госслужащих, 61 человек освобожден от занимаемой должности. За невыполнение в полном объеме требований Президента по дебюрократизации госаппарата к дисциплинарной ответственности привлечены четыре министра и один председатель концерна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter