«Волат» в воде не тонет, в грязи не вязнет

МОЖЕТЕ ли вы себе представить автопоезд грузоподъемностью в 130 тонн, который с одинаковой легкостью путешествует по обыкновенной автодороге со скоростью 70 километров в час и преодолевает любые препятствия по бездорожью — глубокие ямы, овраги, заполненные водой или грязью, песок? А вот для продукции ОАО «Минский завод колесных тягачей» под маркой «Волат» это дело привычное. Именно на шасси, произведенных на этом заводе, базируется оборонная мощь как нашей страны, так и Российской Федерации — системы противовоздушной обороны, мобильные комплексы ракетных войск стратегического и оперативно-технического назначения. А еще — всевозможные бурильные установки, строительные краны, используемые в народном хозяйстве. Работникам Минского завода колесных тягачей, главному инженеру Андрею ГОЛОВАЧУ, главному конструктору — начальнику управления главного конструктора Юрию НИКОЛАЕВУ и заместителю главного технолога — начальнику управления главного технолога по подготовке производства Евгению ГОРКО присуждена Государственная премия Республики Беларусь в области науки и техники. За разработку и освоение производства специальных колесных шасси четвертого поколения военно-технического и двойного назначения.

Знаменитый МЗКТ конструирует и выпускает крупногабаритную военную технику и машины для народного хозяйства

МОЖЕТЕ ли вы себе представить автопоезд грузоподъемностью в 130 тонн, который с одинаковой легкостью путешествует по обыкновенной автодороге со скоростью 70 километров в час и преодолевает любые препятствия по бездорожью — глубокие ямы, овраги, заполненные водой или грязью, песок? А вот для продукции ОАО «Минский завод колесных тягачей» под маркой «Волат» это дело привычное. Именно на шасси, произведенных на этом заводе, базируется оборонная мощь как нашей страны, так и Российской Федерации — системы противовоздушной обороны, мобильные комплексы ракетных войск стратегического и оперативно-технического назначения. А еще — всевозможные бурильные установки, строительные краны, используемые в народном хозяйстве. Работникам Минского завода колесных тягачей, главному инженеру Андрею ГОЛОВАЧУ, главному конструктору — начальнику управления главного конструктора Юрию НИКОЛАЕВУ и заместителю главного технолога — начальнику управления главного технолога по подготовке производства Евгению ГОРКО присуждена Государственная премия Республики Беларусь в области науки и техники. За разработку и освоение производства специальных колесных шасси четвертого поколения военно-технического и двойного назначения.

ПОД их руководством и при непосредственном участии разработанные специальные колесные шасси уже доказали свою незаменимость на практике. На восьмиосном шасси (так называемой «сороконожке», прозванной так за большое количество колес) и  монтируются знаменитые комплексы «Тополь-М» и «Ярс». На четырехосных шасси — всевозможные ракетные комплексы противовоздушной и противокорабельной обороны, инженерные установки — всего более 40 различных систем вооружения.

Также на шасси семейства четвертого поколения, новой разработки в области специальных колесных шасси, монтируется комплекс противовоздушной обороны «Тор», который принят на вооружение в Беларуси, и комплекс ПВО «Бук».

— Сегодня аналогов производимых нами шасси не существует. На Западе в производстве мобильной военной техники используют совсем иные принципы и подходы, в Китае выпускают аналогичные машины, но ряд узлов для них закупают у нас. А что касается стран бывшего Советского Союза, то здесь тоже пока никто не способен составить нам конкуренцию, хотя цель такая стоит, разработки ведутся, — рассказал главный инженер завода Андрей Головач.

Превосходит ли новинка по характеристикам машины предыдущего поколения? Безусловно. На 20 процентов увеличена максимальная скорость движения, расход масла снизился в 7—10 раз, потребность в проведении техобслуживания меньше в 5 раз, ресурс шасси до капитального ремонта «подрос» в два раза.

ПО СУТИ, в разработке и производстве любой новой продукции участвует весь коллектив завода. Во-первых, это конструкторский отдел, который занимается непосредственно разработкой, — 254 человека. Далее в работу вступает технологическая служба, в которую входят порядка 140 человек, — технологи, конструкторы, специалисты по программному управлению. Они готовят производство к условиям выпуска того или иного изделия. И непосредственно производственники, изготавливающие изделия. Именно слаженная работа всех служб завода, по мнению лауреатов премии, и позволила получить им высокую государственную награду.

— У нас широкая номенклатура продукции, порядка 180 базовых единиц машин, не считая их модификации. Поэтому требуется очень быстрая переналадка оборудования под программу производства, — рассказывает заместитель главного технолога Евгений Горко. — Мы применяем станки с числовым программным управлением. С помощью этого оборудования улучшили точность изготовления деталей, поскольку одновременно с этим идет и контроль качества продукции. Оборудование настолько точное, что отклонение может составлять не более двух микронов.

— Если вспомнить советские времена, то в течение года на нашем заводе разрабатывали всего 2—3 новые темы. И это считалось очень высокой загрузкой. Сейчас у нас 14—15 тем в год, причем машины все разноплановые — от крупногабаритной военной техники до тех, которые используются в народном хозяйстве. Все они не похожи друг на друга, построены на разной элементной базе, и все это надо сделать очень быстро и качественно, — продолжает главный конструктор Юрий Николаев. — Так что темпы проектирования сейчас несоизмеримо выше по сравнению с недалеким прошлым. Связано это чаще всего с появлением новых инструментов в проектировании. Если раньше все чертилось на кульмане, то сейчас все делается с помощью компьютера, есть наработанная база данных, из которой берутся отдельные уже готовые компоненты, за счет чего темпы проектирования, естественно, значительно увеличиваются.

ЗАВОД работает с мелкими сериями, небольшими партиями, а иногда даже с единичной продукцией — теми машинами, за разработку и изготовление которых не берутся предприятия массового производства. К примеру, создание семейства специальных шасси для нефтегазовой отрасли. Имеются в виду буровые установки. Здесь разработали линейку специальных шасси от трех- до шестиосных шасси для буровых установок. Сейчас работают над семиосным шасси для сверхтяжелых буровых установок, которые раньше делали исключительно стационарными.

Еще одно направление — это специальные шасси под крановые установки грузоподъемностью от 50 до 130 тонн. Крановые надвески производят на заводах-партнерах в Российской Федерации, «Волат» же изготавливает ходовую часть.

Основной потребитель этой продукции — нефте- и газодобытчики России, а также Венесуэлы, куда, кстати, недавно шла поставка специальных шасси для геологоразведки и буровых работ. Вообще же, география поставок широка — порядка 40 стран. Кроме России и Венесуэлы, это еще Китай, страны Ближнего Востока, Азии, Африканского континента.

Несмотря на экспортную ориентированность производства, порядка пяти процентов изготавливаемой на заводе продукции остается на родине. В прошлом году, к примеру, завод работал над насыщением строительной отрасли специальными тягачами для буксировки башенных кранов.

Также в Беларуси часто применяются небольшие машины Минского завода колесных тягачей, грузоподъемностью 25—32 тонны, специальные тягачи для транспортировки крупногабаритных неделимых грузов.

Однако основной упор делается на заводе именно на машины высокой проходимости. Те же буровые установки в тяжелых условиях эксплуатации на Севере показывают себя с наилучшей стороны. Ведь установке приходится проделывать свой маршрут не только по асфальтированным дорогам, но и по полному бездорожью. Для этого используются полноприводные автомобили с блокировкой дифференциалов, с централизованной накачкой шин, то есть с той атрибутикой, которая применяется в военных шасси.

При этом вся техника, используемая в народном хозяйстве, должна вписываться в требования правил дорожного движения по габаритам: высота — не более четырех метров, по ширине — 2,55. Длина автопоезда не должна превышать 20 метров. Конечно, если речь идет о военной технике, габариты другие. И автопоезд уже может быть длиной даже до 38 метров.

При производстве учитываются и СНИПы, по которым строятся дороги: все радиусы закругления, входы в поворот, нагрузка на ось. Поэтому шасси снабжены заднеуправляемыми колесами, а полуприцепы подруливанием. Есть полуприцепы, где подруливание осуществляется с выносного пульта. Существуют даже машины, на которых все шесть осей — поворотные, и при этом все — ведущие.

Всеми машинами можно управлять в одиночку, но для этого нужно пройти специальное обучение непосредственно на самом предприятии. Здесь обучают устройству, особенностям эксплуатации и вождению и выдают удостоверение, которое позволяет эксплуатировать тяжелую технику.

КСТАТИ, каждый из нас знаком с техникой, производимой Минским заводом колесных тягачей не понаслышке. На парадах военной и другой техники, проводимых в День Победы в Москве и Минске, продукция «Волата» представлена во всем своем многообразии.

В этом году парад открывался самым маленьким автомобилем, который спроектировали и произвели здесь за последнее время — двухосное шасси для транспортировки личного состава в условиях бездорожья. Эти машины прошли заводские испытания, на очереди войсковые и приемочные. Со второго квартала следующего года планируется начать серийную поставку этой продукции в Вооруженные Силы Беларуси.

Юлия БОЛЬШАКОВА,  Павел ЧУЙКО, спецкорреспонденты «БН»


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter