Водные процедуры

Природоохранные меры и воднотранспортные возможности Союзного государства все более привлекают соседей

В ходе состоявшейся в конце августа в Самаре конференции Парламентского Собрания Союза России и Беларуси «Проблемы и приоритеты охраны окружающей среды» рекомендовано развивать сотрудничество России с Беларусью и странами Балтии по очистке трансграничных водоемов от всевозможных отходов. А в соседней Латвии возобновляются исследования по восстановлению сквозного судоходства по Западной Двине —Даугаве: то есть по территории Смоленской области России, Витебской области Беларуси, юго–восточной и центральной Латвии.


Как отметил, выступая на конференции, начальник отдела водных ресурсов по Смоленской области Московско–Окского управления Федерального агентства водных ресурсов Татьяна Митрофанова, в бассейнах трансграничных рек Днепр и Западная Двина намечаются российско–белорусские и российско–белорусско–латвийские исследовательские работы по следующим направлениям: экологическая оценка состояния реки Днепр и его бассейна; разработка характеристик тяжелых металлов на трансграничных участках рек Днепр и Западная Двина; комплексная оценка экологической нагрузки на трансграничные озера Ситница и Островно в Псковской области.


Отмечено также, что, например, «граничащей с Беларусью Смоленской областью России ежегодно забирается с водных объектов двух этих рек около 140 млн. кубометров, из них по Западной Двине — порядка 8 млн., а по Днепру — до 130 млн. кубометров».


Что касается судоходства по Западной Двине, оно в принципе возможно от г. Велиж, что на западе Смоленщины, до Риги и, соответственно, Рижского залива. Оно существовало вплоть до начала 1960–х годов прошлого века. Но характерные с середины 60–х частые перепады уровня воды и пороги не позволяют развивать здесь сквозное хождение судов.


Техническое же решение этих проблем вполне возможно. Тем более что развитие внешнеэкономических связей сопредельной Латвии с Союзным государством включает, например, расширение перевозочной сети с Россией и Беларусью, в том числе воднотранспортной сети, и многое другое.


Этот фактор, как полагает латвийский эксперт в сфере транспортной политики Ингмар Залинс, «вписывается в проект судоходного канала Даугава (Западная Двина) — Днепр. Поэтому развитие водного транспорта Латвии — существенный «резерв» в ее торговых и транзитных связях с Россией, Беларусью и другими соседями Латвии».


Характерно, что к этим проектам тяготеют близлежащие регионы России. Как отмечено в недавнем исследовании экономистов В.М.Башилова, В.Н.Гайдукова и В.Г.Осипова (Тверская область), «интересует процесс формирования еврорегиона «Даугава–Западная Двина». А река Западная Двина начинается в Тверской области. Ее исток — недалеко от районного поселка Пено. А бассейн истока вместе с притоками захватывает территории пяти районов. То есть без этих районов нашей области принцип формирования еврорегиона страдает неполнотой».


Отмечается также, что «с обретением статуса еврорегиона там планируется свободная экономическая зона. А она предполагает упрощение таможенных процедур, смягчение визового режима, снижение транспортных тарифов.


Но существуют и общие экологические приоритеты. Ведь исток обеспечивает чистоту всего русла. Значит, в экологическом сохранении Верхнедвинья и освоении верхнего течения Западной Двины заинтересованы все территории и страны, где река несет свои воды к Балтийскому морю. В первую очередь это Смоленская область РФ, Беларусь и Латвия».


Алексей Чичкин
chichkin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter