Вода канцелярию не точит

По данным Организации Объединенных Наций, каждый десятый житель Земли не имеет доступа к питьевой воде...
По данным Организации Объединенных Наций, каждый десятый житель Земли не имеет доступа к питьевой воде. Уж не знаю, относят ли себя Виктор Щегельский и еще 32 жителя и дачника из деревни Седча, приславшие коллективное письмо в редакцию, к их числу. Однако то, что воду из их колодцев пить, мягко говоря, не рекомендовано, — факт. Убедились сами, съездив в Пуховичский район. А затем изучив официальные документы.

КАК ПИТЬ НЕ ДАТЬ
— Вы не смотрите, что вода в моем колодце кажется кристально чистой. На самом деле, по заключению Пуховичского районного центра гигиены и эпидемиологии, количество нитратов в ней превышает гигиенические нормативы почти в четыре раза. Более 140 миллиграммов на литр при нормативе 45. 

Вместе с инициатором письма Виктором Щегельским в Седченской «пустыне» пытаемся найти «оазис», а точнее, криничку — местный источник чистой воды. Кажется, действительно тщетно.
— А в моем доме вода желтого цвета. Приходится пить ее — а куда деваться? — хотя она и невкусная. Стараемся, конечно, покупать в магазине воду бутилированную, но ведь и денег на нее не напасешься. Я — инвалид II группы. Мне плохо бывает периодически. А вот от воды или нет — не знаю, — эмоциональна Александра Андреевна Алексеенкова, которая живет в Седче с дочерью.

— Такая вода для бани, для поливки огорода, ею в крайнем случае можно помыть посуду, но пить?! — вторит ей жительница улицы Октябрьской Лариса Грищенко. — А у меня внучка маленькая! Вот и приходится воду из Минска возить и в подвале хранить! Посмотрите, даже дождевая чище, чем та, которую мы достаем из колодцев.

И такие жалобы — едва ли не из всех хат. В районном центре гигиены и эпидемиологии уточнили: в каждом из дворов ситуация своя. Где–то превышение содержания нитратов действительно велико, где–то минимально, где–то его и вовсе нет. Где–то вода не соответствует нормам по микробиологическим показателям, где–то по содержанию железа.
Справедливости ради стоит отметить, что колодцы и скважины — не единственный источник воды в Седче. В глубине деревни высится старая водонапорная башня, от которой вода разбегается к многоквартирным домам. Но она ржавая... С примесями железа. А значит, не альтернатива.

ХОЖДЕНИЕ ВО ВЛАСТЬ

— С июня прошлого года я неоднократно обращался в органы местной власти с просьбой помочь в решении проблемы. Четыре раза бывал на приеме у председателя райисполкома. Обещали помочь, но ничего не делается. Писал и в вышестоящие инстанции, однако все письма перенаправляли в Минский облисполком. Пожалуй, наиболее оптимальным вариантом было бы строительство нового водопровода или реконструкция старого. Ответ один: денег нет.

Кажется, отношения Виктора Щегельского и пуховичских властей разного уровня, начиная от председателя сельсовета, уже давно достигли той точки, когда вместо конструктивной беседы начинается кипение эмоций. Кое–кто к Виктору Степановичу здесь относится как к возмутителю спокойствия, состоятельному минчанину, который получил в наследство участок под дачу, да еще что–то требует и народ баламутит. В свою очередь, местные власти, по мнению Щегельского, только и умеют, что писать под копирку письма да подтасовывать факты. Поэтому вместе с ним отправляемся на личный прием к «третейскому судье» — заместителю председателя Минского облисполкома Анатолию Мирчуку. Глядишь, проблема решится на более высоком уровне. Но для начала выслушиваем аргументы Пуховичского райисполкома в лице заместителя председателя Иосифа Кучко.

— В Седче есть две скважины. Одна запесочена и полностью выведена из строя еще пять лет назад. Вторая не выдерживает. На вторых этажах многоквартирных домов в часы пиковых нагрузок периодически отсутствует вода. Инфраструктура находится на балансе Мингаза, но мы готовим ее к переводу под крыло Пуховичского ЖКХ. Хотя увеличивать протяженность водопроводных сетей — а дополнительно нужно проложить 10 километров — не планируем. В том числе из–за финансовой составляющей. Сначала там нужно провести модернизацию водозабора. А за какие средства? По Дубровке не хватает 700 миллионов рублей, по Новоселкам — 1 миллиард 200 миллионов. Это я назвал лишь несколько из населенных пунктов, где мы уже приступили к строительству водопровода, но работы из–за кризиса были приостановлены.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Замкнутый круг? Местные власти понимают: проблема действительно существует. Но где достойный выход? Позиция в таких случаях выдерживается в стиле «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Хотите, мол, водопровод? Скидывайтесь. Стоимость работ — 3 миллиарда рублей. Но для местных, конечно, это просто неподъемные деньги. Те лишний раз думают, купить ли бутыль с водой или все же попить «мертвой» водички. Или, может, на Щегельского здесь рассчитывают как на мецената? Слово Анатолию Мирчуку:
— Программа «Чистая вода» на 2011 — 2015 годы сформирована, в нее включены 120 населенных пунктов. Поэтому перспектива водопровода в Седче — не раньше 2015 — 2017 года.

— А что нам до этого времени делать? Ладно, я человек состоятельный и могу пробурить себе скважину. Но, как говорится, «за державу обидно», за моих соседей. Да и разберитесь, что является прерогативой власти, а что — местных жителей. Вода — национальное достояние, и ею распоряжается государство. Мы не требуем, чтобы к каждому в дом провели воду. За это мы заплатим сами. Мы просим лишь пустить к нам водопровод, — резюмирует Виктор Щегельский.

Позиция же Минского облисполкома такова. Всего в регионе 5,5 тысячи населенных пунктов не меньше Седчи. И в каждом есть свои проблемы. Почему приоритет должен отдаваться именно ей? Непонятно...

Компетентно

Елена Дроздова, заведующая лабораторией питьевого водоснабжения и санитарной охраны водоемов РНПЦ гигиены:
— Железо, как правило, в бытовых условиях убирается самыми простыми фильтрами. Для здоровья оно не настолько опасно, скорее, такая вода неприятна на вкус, на цвет. В ней, к примеру, не постираешь и белье. Последствия для организма наступают при более высокой концентрации. С нитратами — сложнее. Здесь подходят только более глубокие методы очистки. Вообще, содержание нитратов повышено тогда, когда источник воды не содержится в соответствии с предъявляемыми требованиями. Его загрязнители связаны с действиями человека — внесением удобрений, близким расположением хозяйственных построек: сарая, выгребного туалета... Норматив по нитратам установлен исходя из влияния на здоровье детей. Нитраты вступают в реакцию с гемоглобином в крови и лишают красные кровяные тельца возможности насыщать клетки организма. Это приводит к нарушению обмена веществ, снижению иммунитета. Особенно это характерно для грудничков, для взрослых — в меньшей степени. С другой стороны, с водой нитратов поступает намного меньше, чем с продуктами растениеводства. Что касается превышения по микробиологическим показателям, это более опасно, чем превышение по химическим веществам. Микроорганизмы могут вызвать кишечные инфекции. Поэтому колодезную воду обязательно нужно кипятить. А колодцы — периодически чистить и дезинфицировать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter