И арки, и балки
Самый романтичный, самый фотогеничный и самый известный. Мост на Богдановича — это и сердце Старого города, и его душа. А для архитектора Армена Сардарова — еще и тот случай, когда даже в кропотливой технической работе есть место романтике:— Помню, в молодости часто гулял здесь вдоль набережной. И уже тогда знал, что это особое место для горожан: там, где Немига впадает в Свислочь, был основан древний Минск... А ведь история у этого моста довольно драматическая — так я воспринимаю ее как архитектор. Мост построили в 1960‑х. Его несущей конструкцией стала арка, что было совершенно невероятно по тем временам. Традиционно использовалась стоечно-балочная система. И вдруг арка! Форма, кстати, прекрасная, она быстро прижилась и сразу запомнилась. Но случилась трагедия: появились трещины. И это, во-первых, был огромный удар по престижу проектировщиков и строителей. Во-вторых, возникла необходимость срочно перекрыть важный для Минска транспортный маршрут и начать реконструкцию.
После модернизации мост получил стоечные опоры и новые балки. Арку решили сохранить. Армен Сардаров продолжает:
— Таким образом изменили конструктивную систему моста, и его вид стал не совсем понятен: одновременно и стойки, и арка. А совершенным считается тот архитектурный объект, где конструктивная система ясная и законченная в своей композиции. И вот в 2004 году, когда я еще работал главным архитектором в РУП «Белдорцентр», мне предложили подумать о вариантах, которые могли бы помочь скрыть не совсем, скажем так, приглядный вид. Я предложил вариант навесной стенки, который подчеркнул бы арку. Этот вариант реализовали.
Несколько лет назад, когда руководство города вернулось к обсуждению реконструкции моста через Свислочь, Армен Сардаров, объединившись со скульптором Александром Финским, предложил архитектурно-градостроительному совету новую концепцию. Ее дорабатывали почти три года.
— Верхний город — исторически значимое место. Поэтому мы решили предложить не просто архитектурное, а архитектурно-художественное решение, ввести элементы синтеза инженерии и монументального искусства, — добавляет Армен Сардаров.
Символы времени
Мосты не только соединяют берега. В Европе это еще и шедевры архитектуры, образцы технического прогресса и — нередко! — символы города.— Вспомните Карлов мост в Праге, мост Святого Ангела в Риме или Александра III в Париже, — призывает скульптор Александр Финский. — Это мировая практика, когда мосты украшают еще и изящные скульптуры. Для меня мост в центре города, в отличие от обычного транспортного сооружения, что-то более выразительное, монументальное. Символ объединения людей.
Так у скульптора родилась идея дополнить мост декоративными элементами, несущими в том числе исторический смысл. По обе его стороны Александр Михайлович предложил разместить скульптуры женщин, символизирующих реки Немигу и Свислочь.
— Большинство рек имеют женские имена, потому что несут в своих водах жизнь. Это как аллегория женского образа, дающего жизнь всему человеческому роду. В этом смысле мне близка философия французского скульптора Аристида Майоля, создавшего серию работ, в которых реки воплощены через женские фигуры. Все это тесно связано с мифологией, сознанием человека. Поэтому я решил остановиться на двух скульптурах, олицетворяющих летописную Немигу и современную Свислочь. Первая течет под землей в бетонном коллекторе — это наше прошлое. Вторая сегодня объединяет весь город. Она — наше настоящее.
Композиции круглые, динамические, а значит, работают на зрителя со всех сторон и не противоречат друг другу.
Немига держит в руках щит, благословляя ратников на защиту города. В руках Свислочи, напротив, уже Минск современный.
В композиции угадывается даже силуэт Свято-Духова кафедрального собора. Александр Финский детализацией остался очень доволен:
— Образы будут читаться как пассажирами из идущего транспорта, так и пешеходами. Здесь, как мне кажется, все сошлось: и соотношение большого и малого, и разные точки восприятия. Для меня это однозначно удачная работа.
К слову, со Свислочью у Александра Финского связана своя история. И тоже из далекого детства.
— Я из Пуховичского района и еще помню, какой кристально чистой была Свислочь в те годы. Мы часто ходили рыбачить или за грибами. И бывало, приляжешь отдохнуть, посмотришь на дно — а там целый мир, как в аквариуме. Вода чистейшая! Для меня Свислочь осталась все той же рекой из детства, удивительной и прозрачной. Эти воспоминания в том числе я воплотил в женских образах.
Кроме того, по задумке архитектора Сардарова и скульптора Финского мост дополнят еще несколько декоративных элементов. В центральной части (она называется замковым камнем) появится художественный элемент предположительно с надписью «Минск, 1067». Плюс несколько мелких барельефов, вплетенных в перильные ограждения. Еще одна деталь — торшеры, которые станут частью общей композиции.
leonovich@sb.by