Учителям в Беларуси начнут платить по-новому

Внутри системы

Об «отраслевой системе оплаты труда»...
Очередному эксперименту с зарплатами учителей с сентября дали зеленый свет. Место действия — пять минских школ. Кодовое название — «отраслевая система оплаты труда». Другими словами, пополнить кошелек сможет далеко не каждый. На днях в Министерстве образования озвучили критерии: платить обещают «в зависимости от качества и результатов труда педагогических работников». Говорят, что в расчетниках учтут едва ли не все обязанности учителя, которые раньше вменялись по умолчанию, бесплатно.

Кому и сколько? Повысить до 15 процентов оклада обещают тем, кто занимается организацией питания школьников и их оздоровлением, в том числе во время каникул. Столько же планируют добавить и за активную работу с детьми из неблагополучных семей. Или другой пример: раньше на зарплате отражались только результаты, показанные школьником на олимпиадах, теперь же педагог может получить какой–то бонус еще и за подготовку к ним. Да и к другим общественно значимым мероприятиям тоже, очень хочется верить, не придется готовиться на альтруистских началах. А вот у тех, кто преподает свой предмет на повышенном уровне, зарплата обещает вырасти где–то на 5 процентов. Работаете с одаренными учащимися? Еще плюс 10 процентов от оклада. Такая же надбавка предусмотрена и за участие в экспериментальной и инновационной деятельности. Важный момент: заработная плата участников эксперимента (без учета премий и надбавок!) не может быть ниже суммы, которую они получали прежде.

Сейчас в расчетном листке учителя значится где–то 4 миллиона. Правда, это в особо престижных гимназиях Минска. За МКАД, увы, два миллиона — обычное дело. А то и меньше! Говорят, новая система поможет повысить доход лучших педагогов до 15 процентов. В любом случае получаются, скажем прямо, не золотые горы. Да и те нужно еще заслужить... Разговоры о росте своих доходов педагоги уже слышали не раз, но больше в виртуальной плоскости. Помните, как недавно активно обсуждался еще один пилотный проект — эксперимент с так называемым подушевым финансированием, цель которого была столь же благородной — «поднять зарплату учителю на достойную высоту»? Главная идея следующая: плюс к заложенным в бюджете средствам за каждым учеником идет в год еще по 9 миллионов рублей, а учебные заведения обретают возможность распоряжаться деньгами по своему усмотрению. В расчетных листках наиболее востребованных педагогов прогнозировали до 1.000 у.е.! Были и другие обещания. Сообщалось, что с 1 сентября оклады учителей вырастают на 25 процентов, параллельно увеличивается и норма педагогической нагрузки за ставку. Для учителей и педагогов дополнительного образования на два часа, то есть с 18 до 20 часов в неделю. Однако цифры в сентябрьских расчетных листках изменились не сильно...

Давайте начистоту: редкий школьник сегодня мечтает стать учителем. А вот сами педагоги нередко готовы пойти в... уборщицы. Достаточно сравнить зарплаты: оклад математика региональной школы — 1.600.000 рублей, минского физрука — 2.500.000, уборщицы торговой сети — 5.000.000. Чувствуете разницу? И ни тебе бесконечных бумаг, ни трудных детей, ни нервных родителей, которые так и норовят научить уму–разуму. В одном из райцентров посетовали: уволился последний педагог по физкультуре непенсионного возраста — в грузчики подался. На зарплату не жалуется. Тем временем во всех школах города остались только те физруки, кому за 55 — 60. Мамы и папы уже серьезно обеспокоены: кто будет учить детей?

Коллега на днях рассказала: классная честно предупредила детей, что если школяр более пяти дней отсутствует на занятиях, то учителям–предметникам придется... прийти к бедолаге домой. Чтобы проконтролировать успеваемость. Значит, еще плюс одна обязанность к сотне других, которые встают перед педагогом, едва прозвенел звонок с последнего за день урока. Проверить груду тетрадей, подготовиться к завтрашним урокам, проведать неблагополучные семьи, провести воспитательную беседу... И учитель с этим не спорит: ходит, проверяет, готовится. Он–то свое дело выполняет на все сто. И труд его, здесь все эксперты единодушны, нужно оценивать адекватно — по достоинству. Как надо подумать и об особом социальном пакете, ведь на социальном фронте он, как и медик, на передовой. Кстати, поговаривают, что со следующего учебного года заметно больше будет получать школьная элита — учителя–методисты.

Советская Белоруссия №194 (24331). Вторник, 15 октября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter