Вниз по шаткой лестнице

Бывает, живет себе человек, как все: семья, работа, зарплата. И вдруг ни с того ни с сего решает «переквалифицироваться» в бандита...

Бывает, живет себе человек, как все: семья, работа, зарплата. И вдруг ни с того ни с сего решает «переквалифицироваться» в бандита, сколотить шайку, воровать и грабить. Почему так происходит, наверное, не сможет объяснить даже сам 35–летний бобруйчанин Вадим Ступенев.


Вадиму удалось сбить с пути даже собственного старшего брата Ивана, затем двоюродного — Сергея. Позже в группировку вошли их приятели Андрей Лешкевич и Кирилл Барсуков. В паре эпизодов участвовал и знакомый Максим Барановский.


Начинали с воровства, правда, по–крупному. Постепенно одни из постоянного состава опускались все ниже — до самых страшных и отвратительных преступлений. Другие, отсвирепствовав несколько лет, одумались, попытались вернуться к нормальной жизни. Но ничего не проходит бесследно. Этим летом суд отмерил всем по заслугам.


Все вокруг мое


Организатор и вдохновитель Ступенев в 2002 году занимался частным извозом, жил в пригородной деревне Бобруйска в доме второй жены (с первой развелся). Подвыпившие ночные пассажиры часто «светили» толстые пачки денег. Тогда, видимо, и стало «водиле» обидно: одни свободно тратят неимоверные суммы в кабаках, другим, таким, как он, приходится зарабатывать своим трудом и считать каждую тысячу. Решение пришло неожиданно: а почему не обворовать фирму, в которой работает старший брат?


Иван раздумывал недолго: не только согласился дать наводку, но и вместе с Вадимом ночью пошел на преступление. Третий брат Сергей караулил. Добычей стали компьютеры, принтеры, деньги, которые хранились в сейфе. Понравилось.


Разросшаяся банда грабила офисы, гаражи, магазины — в Минской области, на Могилевщине и Гомельщине. Из сапожной мастерской в Бобруйске унесли дорогую обувь и кожу, с шиномонтажа — инструмент и колеса. В Осиповичском районе угнали и продали «Ниву» руководителя сельхозпредприятия. В Любанском их добычей стал дорогой BMW. Там же ограбили банк.


Одним из самых прибыльных дел 2005 года стала вылазка на склад бобруйских предпринимателей. Унести тогда удалось не только товар, но и 28 миллионов рублей — оборотные средства бизнесменов. Повезло бандитам и в Жлобинском районе. На частный участок по изготовлению дверей они проникли по наводке. Разжились не только дорогим инструментом, но и 16 тысячами долларов.


Разброд и шатания


За кражами начались разбои. На Гомельщине банду навели на «богатого» деда. Залезли в дом, старика связали. Найти удалось всего 250 тысяч рублей.


Поначалу все украденное делилось поровну за вычетом затрат на бензин и воровские приспособления. Но вскоре главарь банды львиную долю добычи стал забирать себе. Даже родному брату Ивану из 28 шальных миллионов выделил только один.


У Вадима росли аппетиты, он совсем потерял осторожность. Ворованный стеклопакет установил в своем доме. Украденные формы для изготовления тротуарной плитки продал знакомому бизнесмену. Неправедно нажитые мангалы преподнес матери жены. Сладкими новогодними подарками на 5,5 миллиона рублей, изъятыми у бобруйского коммерсанта, стал, не таясь, угощать всех подряд — знакомых и незнакомых. Но погорели они на другом.


На дне


К приятельнице Барсукова на участок повадился мелкий воришка. Кирилл решил проучить «коллегу». Вместе с хозяйкой подворья выследили нечистого на руку парня, связали, вывезли на берег реки и забили палками до смерти. Барсуков подался в бега, его объявили в розыск.


Поначалу это обстоятельство даже обрадовало Ступенева. Теперь, когда шли грабить офис или магазин, он говорил подельникам, что нужно «греть» скрывающегося дружка. Помогать ему деньгами и продуктами. И под этой маркой все забирал себе, вообще ни с кем не делясь.


Но потом до Вадима дошло: поймают Кирилла — всех за собой потянет. Главарь собрал сходку, выложил всей «бригаде»: чтобы остаться на свободе, Барсукова нужно убрать. К счастью, предложение это большинством поддержано не было.


— Вскоре Барсуков был действительно задержан, стали проверять его на причастность к другим нераскрытым преступлениям, — вспоминает следователь по особо важным делам следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома Александр Куканьков, занимавшийся делом бобруйской группировки. — Только на судьбу главаря банды это уже никак не могло повлиять. К тому времени сам Вадим успел совершить гнусное преступление и был водворен в следственный изолятор.


В изолятор он попал за самое «малопочтенное» преступление: изнасилование малолетних. Причем жертвами негодяя стали его собственная племянница и ее подружка.


Недогадливые


Начались задержания, они продолжались с середины 2008–го до начала 2010 года. Всякий раз это становилось полной неожиданностью для родных и близких бандитов.


С одной стороны, в это нетрудно поверить: все время с 2002 по 2007 год, пока продолжались грабежи и кражи, участники банды, за исключением Вадима, в свободное от набегов время вели вполне благопристойный образ жизни. Трудились на заводах и в частных фирмах, на коммунальных предприятиях и в СПК сторожами. Многие несколько раз сменили место работы. Семьи этих 33 — 40–летних мужиков существовали достаточно скромно. Большинство жили в общежитиях.


С другой стороны, как могли не заметить жена и мать одного из бандитов, что тот постоянно меняет автомобили?


...Уголовные дела возбуждались одно за другим: банде инкриминировалось 29 эпизодов, «доходы» преступников за долгие годы составили около 145 миллионов рублей. Если учесть, что многие из этих миллионов были добыты 8 — 9 лет назад, — целое состояние!


Позже весь материал был объединен в одно уголовное дело, достаточно нашумевшее, — оно расследовалось 6 месяцев. Еще год длилось судебное расследование.


Недавно оглашен приговор: за жестокое убийство суд приговорил Барсукова к 25 годам лишения свободы, это суровое наказание поглотило другое — за его прочие «художества». 12 лет отмерено главарю банды — за изнасилование. Остальным предстоит провести в колониях по 3 — 5 лет. Только Барановский, раскаявшийся, возместивший ущерб, остался на свободе — 2 года с отсрочкой приговора.


Прямая речь


Юрий Ковалев, заместитель начальника следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома:


— Преступные группировки в последние годы — явление достаточно редкое. В нашем случае стоило водворить в следственный изолятор двоих зачинщиков за убийство и изнасилование, как группа распалась. Остальные перестали воровать, с 2007 года живут честно. Только мучились по ночам до самого прихода милиции...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter