Внешняя политика должна быть терпимее

Владимир Вельман: Эстонский бизнес очень заинтересован в кооперации

От Беларуси до Эстонии, как известно, рукой подать. Казалось бы, это благоприятное обстоятельство должно способствовать активным взаимоотношениям. Однако не тут-то было. За период с 1992 года — со времени установления дипломатических отношений между нашими странами — не состоялось ни одного визита, не было ни одних переговоров на высоком или высшем уровне. Основной причиной сдерживания конструктивного диалога стала не слишком дружественная позиция властей Эстонии. В частности, поддержка этой страной предложения об отмене торговых преференций для Беларуси. Но, похоже, времена меняются. Знаковым можно назвать первый официальный визит в Беларусь эстонских парламентариев. За несколько дней пребывания в Минске они провели переговоры в Палате представителей, МИДе, посетили ряд белорусских предприятий. О том, какие экономические и политические процессы протекают нынче в Эстонии и как видится дальнейшее взаимодействие наших стран, «Р» рассказал глава делегации, член Постоянной комиссии Государственного собрания Эстонии по иностранным делам, член Центристской партии, руководитель депутатской группы по парламентским связям с Беларусью Владимир ВЕЛЬМАН (на снимке):

— Эстонско-белорусская парламентская группа была сформирована почти одновременно с новыми настроениями в ЕС по отношению к Беларуси. Еврочиновники наконец поняли, что политика изоляционизма неконструктивна и даже вредна для обеих сторон. А критика не должна перерастать в оголтелое критиканство. Если кому-то что-то не нравится у соседей, значит, тем более важно налаживать диалог, договариваться, общаться. Ведь только так можно прийти к общему знаменателю. При этом нельзя стремиться силовыми методами изменить что-то в другой стране по своему разумению. Любому народу Бог дал право самому выбирать свою судьбу, свой путь развития и руководство.

— Каково ваше впечатление от визита в нашу страну?

— Я внимательно слежу за тем, как развивается республика. И считаю, что у Беларуси хорошие перспективы. Даже несмотря на те проблемы, которые вам порой подбрасывают извне.

Небольшой стране, не имеющей больших запасов энергоресурсов, очень трудно сохранить свой суверенитет в этом взаимозависимом мире. Беларусь – мост, по одну сторону которого Европа и США, а по другую — Россия. Порой вам приходится нелегко сохранять баланс. Но вы достойно справляетесь с возникающими трудностями и отстаиваете свой суверенитет. Считаю, что прочным фундаментом для этого стало правильное государственное развитие после распада СССР. Вы не бросились в оголтелую либерализацию и приватизацию по примеру многих республик бывшего Союза, а развивались с учетом своих исторических и геополитических особенностей. В результате получили действительно крепкое, сплоченное государство…

— Кажется, именно за это многие годы Беларусь и критиковали на Западе, обвиняя в авторитаризме и прочих грехах?

— Я не сторонник подобных обвинений. И не сторонник вашей оппозиции, потому что не вижу в ней государствообразующего начала. В то же время, мне кажется, что за удержанием государственных позиций внутри страны и на международной арене вы забыли о необходимости развития гражданского общества. Потому белорусские общественные институты на фоне европейских выглядят пока бледно. И это упущение необходимо изживать. Также хотел бы отметить, что власти вашей страны имеют настолько крепкий мандат доверия народа, что должны относиться терпимее и лояльнее к местной оппозиции, какой бы она ни была. Пусть лучше ее представители проявляют себя в своих пенатах, чем выступают в роли гонимых за рубежом, нанося вред имиджу государства.

— Руководство Эстонии долгие годы было настроено не очень-то дружелюбно по отношению к Беларуси. Насколько скорыми могут быть перемены во взаимоотношениях?

— Моя страна – член Евросоюза. И задачу Эстонии я вижу в том, чтобы способствовать интеграции европейских механизмов, которые пойдут на пользу Беларуси. В двусторонних отношениях мы могли бы успешно сотрудничать в инвестиционной и строительной сферах, в области туризма и пищевой промышленности, обмениваться опытом по социальным вопросам. Знаю, что представители эстонского бизнеса очень заинтересованы в кооперации с Беларусью.

В связи с этим мы, законодатели, обязаны создать правовую базу, защищающую эту деятельность. А заодно снять налет недоверия, а порой непонимание, которые до сих пор существуют в отношениях между нашими странами. На пользу экономической и прочей кооперации, безусловно, будет и открытие посольств Беларуси в Таллине и Эстонии в Минске, запланированное на осень.

— Упрочение связей особенно актуально во времена мирового экономического спада, когда без продуманной внешней кооперации не выжить. Кстати, как Эстония переживает негативное влияние кризиса?

— Очень тяжело. Свидетельство тому – уровень безработицы, который уже превысил десятипроцентный барьер. Это один из самых худших показателей в Европе. Но я думаю, это закономерный результат. Мину замедленного действия Эстония подложила себе, по сути, сразу после распада СССР. После этого события, а потом и вступления в ЕС страна упивалась новыми поворотами в судьбе, а ее граждане в один миг захотели жить очень хорошо, как в Западной Европе. Все сразу кинулись покупать дорогие дома и красивые машины. Люди брали кредиты, веря в то, что скоро будут много зарабатывать и запросто рассчитаются с банками.

К сожалению, реальность оказалось таковой, что взять эти заработки попросту неоткуда. Мы переоценили самих себя, потеряв при этом чувство реальности.

Сегодня большой процент граждан Эстонии – банковские должники, но при этом заработать денег на погашение долгов у них нет возможности.

Эстония – маленькая страна, не имеющая своих природных ресурсов. К тому же после распада СССР здесь очень быстро осуществилась приватизация и также быстро страна проела то, что осталось ей от прежней власти. Тут бы использовать географические преимущества, но в 2007 году, после событий «бронзовой ночи», мы своими руками еще больше усугубили ситуацию, всерьез испортив отношения с РФ.

Россия переориентировала свои торговые пути. Таким образом, мы бездарно потеряли транзит, эстонские порты простаивают, железная дорога практически не работает. Заработать не на чем…

Многим экспертам данная ситуация видится как тупиковая.

Вдобавок к этому программы ЕС сейчас стремительно сокращаются, а значит, на необходимую финансовую поддержку Эстонии рассчитывать не приходится.

В связи с этим госбюджет уже не раз подвергался сиквесту, и это непредел. Причем остались наиболее болезненные варианты экономии: урезание зарплат бюджетникам, пенсий, социальных пособий. А это серьезный удар по обществу. Ситуация в Эстонии при всей ее тяжести еще не достигла апогея. Думаю, мы коснемся дна весной следующего года.

— Аналитики утверждают, что труднее всего в странах Балтии приходится банковской системе…

— Это правда. И это тоже закономерно. К примеру, в Эстонии валюта хоть и своя, но нет Национального банка. Нас обслуживают шведские, финские банки, которые, разумеется, значительную часть прибыли вывозят в свои государства.

В переводе с греческого «кризис» – означает суд. Поэтому сейчас самое время проанализировать, где мы были не правы, где переоценили себя. Также пришло время понять, что невозможно жить без плодотворных отношений со своими соседями. Я считаю, для Эстонии хорошим примером должна служить Финляндия.

В прошлом веке эта страна воевала с Россией, но после Великой Отечественной войны так сумела обустроить отношения с гигантским соседом и так плодотворно с ним сотрудничает, что это пошло на пользу ее экономике и, как следствие, еще больше укрепило суверенитет.

Сегодня в Эстонии уже многие понимают, что внешняя политика страны должна быть лояльнее, терпимее и дальновиднее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter