Вне зоны действия

Когда потерпевший не может рассчитывать на компенсацию по «автогражданке»?

Когда потерпевший не может рассчитывать на компенсацию по «автогражданке»?


Происшествия, считающиеся дорожно–транспортными, без запинки перечислит любой выпускник автошколы. А вот вопрос, в каких случаях можно рассчитывать на выплату страховой компании, наверняка поставит в тупик даже опытного шофера. Многие очень удивляются, когда впервые слышат формулировку «нестраховой случай» (пострадавшему нечего надеяться на выплаты страховой компании, например, если у обоих участников аварии нет действующей «автогражданки»). Получать отказ всегда неприятно, но что поделаешь — придется пострадавшей стороне добиваться компенсации от виновника аварии в суде. Упредить такие случаи зачастую все же можно.


Самая типичная ситуация. Виновник небольшого столкновения предлагает замять дело. «Зачем ГАИ вызывать? Бампер чуть–чуть треснул — 150 у.е., и по домам», — уговаривает он пострадавшую сторону. «Чего в бутылку лезть», — соглашается водитель, забирает деньги и уезжает. Дальнейший сценарий часто предсказуем. На автосервисе вдруг выставляют огромный счет за повреждения, которые обнаружили после снятия бампера. Обращаться в страховую компанию поздно — авария не зарегистрирована в ГАИ, а значит, это нестраховой случай.


— Нужно отдавать себе отчет, что, покинув место ДТП, вы не только нарушите ПДД, но еще и рискуете потратить на ремонт гораздо большую сумму, чем «компенсация» виновника, — предупреждает заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергей Рабецкий. — Не все дефекты сразу заметны, тем более непрофессиональному оценщику. Например, удар пришелся в переднее колесо. Значит, могут быть повреждены элементы подвески или рулевого управления.


Получается, с одной стороны, поступили благородно, с другой — оказались в убытке. Добрыми намерениями вымощена дорога к еще одному нестраховому случаю. А начинается обычно все с просьбы соседа по гаражу дотянуть его машину на тросе до СТО. Кто задумывается, что гидроусилитель руля, усилитель тормозов не функционируют при неработающем двигателе, но главное — нет навыков? В результате вызвавшийся помочь получает сильный удар в задний бампер. Происходят такие аварии нередко — особенно зимой (в прошлом году в таком ДТП даже погиб человек). Вне зависимости от выводов ГАИ на компенсацию пострадавшему рассчитывать не приходится. Ведь соглашаясь дотащить до сервиса, вы берете на себя ответственность за последствия буксировки. Поэтому, может, проще вызвать эвакуатор?


А это уже совсем неприятный случай: с какого–нибудь «Москвича» прямо на капот падает плохо закрепленный шкаф или другой груз. Да, виновник нарушил правила перевозки грузов. Но получить компенсацию в страховой компании, увы, не сможете. Это тоже оговорено в законодательстве. «Страховым случаем будет считаться, к примеру, если отделилось колесо или любая другая часть транспортного средства, в результате чего причинены повреждения другому автомобилю», — уточняет Сергей Рабецкий.


Кстати, пострадавший в ДТП даже при выполнении двух важных условий (наличии действующей страховки и вызове на место ДТП сотрудников ГАИ) может получить отказ в компенсации. Многие торопятся и до оценки ремонтируют авто, почему–то считая, раз инспектор ГАИ зафиксировал в протоколе повреждения, то этого достаточно. «Но справка, выданная на месте ДТП, не является основанием для определения размера вреда. И если автомобиль не осматривал специалист страховой организации или оценщика, а он уже восстановлен, то компания вполне обоснованно откажется возместить вред, — говорит Сергей Владимирович. — Обращаться на СТО нужно только после проведения оценки повреждений специалистом страховщика или оценщика».


Какие еще случаи считаются нестраховыми? В частности, столкновение с комбайном, скутером (это не касается тех, которые приравнены к мотоциклам), гужевой повозкой, велосипедом, асфальтоукладчиком и т.д., когда владельцы перечисленных транспортных средств признаны виновниками ДТП. Подобных аварий немало. Но водителю автомобиля придется подавать в суд, чтобы добиться от виновника компенсации. Бывают вообще странные ДТП, когда не разберешь кто прав, а кто виноват. Потому что причинитель вреда и пострадавший — один и тот же человек. Как так получается? Допустим, супруга, паркуясь во дворе, зацепила машину мужа (причем обе машины формально принадлежат главе семейства). Тоже, между прочим, нестраховой случай.


И обратная ситуация: выплата производится, даже если не удастся выяснить, кто в момент аварии находился за рулем, зато известно, чья это машина. Речь про случаи, когда виновник сбегает с места аварии на своих двоих. Потом владельца авто ищут по регистрационному номеру или номеру кузова. Как–то «Запорожец» врезался в «Лексус». Парни трусливо сбежали, оставив образец советского автопрома на перекрестке. В ГАИ установили — машина принадлежит пенсионеру. Дедушка долго объяснял, что продал ее каким–то ребятам на запчасти (договор купли–продажи никто не оформлял, а значит, «Запорожец» формально принадлежал пенсионеру). Увы, решение суда было не в пользу старика, немалый ущерб теперь ему приходится выплачивать из своей пенсии... Это очень показательный случай, чем чревата полулегальная продажа автомобиля, в том числе по доверенности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter