Американский режиссер индийского происхождения Тарсем Сингх снял фильм "Вне себя"

Вне себя

Физическое и интеллектуальное бессмертие, о необходимости которого все время говорили и говорят генетики всего мира, свершилось. Правда, на экране — в фильме «Вне себя». Американского режиссера индийского происхождения Тарсема Сингха постоянно волнует тема замещения реального ирреальным, сознательного бессознательным. Совсем в духе немеркнущих фрейдовских идей: «Бессознательное — океан, сознательное — лишь пена на нем». По голливудским стандартам режиссерская карьера не принесла должных дивидендов, к тому же она стоила ему немалых проблем. Родной отец отказался от него за преданность избранному пути, критики его не очень жалуют в своих отзывах, кассовые сборы не самые впечатляющие, а он все о своем. В его предыдущих фильмах «Клетка», «Запредельное», «Война богов: бессмертные» сохраняется одна тема: из каких глубин и почему за человеком тянется его темное «эго», когда темное и светлое меняются местами, хватит ли у человека сил победить того врага, который и есть часть его самого. 



В русскоязычном варианте понятие «вне себя» чаще всего обозначает «выйти из себя», быть не равным самому себе. Англоязычный вариант названия (Self less) буквально означает «уменьшить себя», «стать меньше самого себя». В фильме именно это и происходит. У вполне состоявшегося, но серьезно заболевшего бизнесмена Демиана (Бен Кингсли) открывается новая перспектива: переместить свой мозг в чужое тело, гораздо более молодое и здоровое. Сама по себе идея переселения, возрождения и продолжения жизни в новом качестве — абсолютно в духе индийского религиозного гения. Владимир Высоцкий об этом уже пропел: «Хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем...» Идея не только привлекательна, но и бессмертна. Не будь режиссер с индийской ментальностью увлечен, помимо философии и последних поисков в области генной инженерии, всякого рода барочными виньетками и сложными стилевыми конфигурациями, фильм мог бы выглядеть как первоклассный психологический триллер. Но помешали голливудские лекала. Когда пошли догонялки–стрелялки, взрывы и автомобильные пируэты на дороге, интерес к происходящему начал падать, поскольку фильм стал больше похож на тривиальный боевик. К тому же все настолько смешалось в роскошных особняках и стерильных лабораториях, что с переселением кого в кого стало как–то трудновато. Демиан, «переселившись» в тело морпеха, превратился в Эда (Райан Рейнольдс). В новой жизни успевает разоблачить и расквитаться с бандой тех, кто и помог ему обрести бессмертие. Этакий вариант «своего среди чужих». В той нехорошей компании тоже издержки «великого переселения». Внешний облик молодцеватого медначальника скрывает дух и мозг некогда чахлого и больного профессора, а бравый образ чернокожего здоровяка — мозг погибшего солдата и т.д. и т.п. Да, а потом ведь морпех оживает и становится самим собой, а дух Демиана, как и его тело, похоже, исчезают навсегда. Вот такая загогулина получилась.

Несмотря на сплошные непонятности с переселениями, замещениями, заменами, все–таки остается еще один вопрос: «А что там делал Бен Кингсли?» Ради чего актеру такого уровня надо было сниматься в нескольких немногословных эпизодах? Надо полагать, что ради идеи...

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 153 (24783). Четверг, 13 августа 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter