Вместо действия

Возобновит ли карьеру Елена Зубрилова?
Возобновит ли карьеру Елена Зубрилова?

Она все же вернулась. Разговоры о том, что Елена Зубрилова, начавшая сезон в непривычной для себя тренерской роли, продолжает тренировки и не сегодня завтра вновь вступит в борьбу за Кубок мира, ходили с того самого момента, как на торжественной церемонии в «Раубичах» знаменитая биатлонистка объявила о своем уходе из большого спорта.

Подобные возвращения в спорте — не редкость, но на первом этапе в Эстерсунде Лена не появилась, заявив, что сперва попробует себя на европейском уровне, а уж потом... Потом наступило неожиданно и, как водится, оставило больше вопросов, чем дало ответов. В бесснежном Хохфильцене в заявку Зубрилова была включена в последний момент, приняла старт в числе последних и, прибежав по раскисшей и растоптанной соперницами трассе к 49–му месту, уехала обратно в Обертиллах — поднимать молодежь. Надолго ли уехала? Почему вообще возникла необходимость в авральном порядке выходить на старт? И, наконец, увидим ли мы еще Лену в составе главной команды? Вопросов много. «Создавайте вторую команду, готовьтесь, участвуйте в соревнованиях и выступите на чемпионате мира. Хотя бы в смешанной эстафете», — так напутствовал уходящих на заслуженную «пенсию» ветеранов главный тренер сборной Александр Попов. Минувшей весной такой вариант развития событий выглядел вполне правдоподобным, но сегодня голос Зубриловой в телефонной трубке предательски дрожит: слишком уж неожиданными для нее стали выводы, сделанные после финиша в сумбурном хохфильценском спринте.

— Елена, как вам в новой роли–то? — начинаю я издалека. — Все–таки пост вам ответственный доверен...

— Ответственный. Уже сам факт, что мне пришлось находиться по эту сторону трассы и наблюдать за гонкой со стороны, был очень необычен, — охотно поддерживает тему Елена. — Я как бы узнала себя с новой стороны: раньше только тренировалась, казалось, все знаю. А теперь приходится все это объяснять другим, и вот тут уже все совсем по–другому.

— Роль «играющего тренера» подразумевала и ваше участие...

— Да, изначально подготовка была спланирована так, чтобы я тоже тренировалась, помогала своим примером девчонкам и в то же время была готова в случае чего присоединиться к основной команде. Так и работала.

— Тем не менее ваше появление в Хохфильцене стало неожиданностью не только для болельщиков, но, как показалось, и для команды, и для вас самой. В своем интервью старший тренер женской команды Андриан Цыбульский отметил, что заявка в четвертую группу стала для вас полнейшей неожиданностью. Внесите ясность, что же произошло?

— Я действительно совсем не рассчитывала на то, что придется бежать уже на втором кубковом этапе, но так уж получилось. Для того чтобы девчонки получили возможность стартовать в числе первых и могли претендовать на хороший результат, кто–то должен был отправиться на старт в четвертой группе. Вот меня и определили 102–й...

— Но ведь вместо вас мог поехать кто–то другой, из молодежи. Или вы не знали ситуацию?

— Дело в том, что наша команда лишь недавно начала тренироваться на снегу. Да и условия для подготовки были, сами знаете, не ахти. Снега нет, на маленьком кругу толпы спортсменов... В общем, никто из наших девчонок не был готов к тому, чтобы бежать на Кубке мира, да еще и в таких условиях, когда просто невозможно выложиться на все сто. Это я, имея за плечами огромный опыт и фактически закончив карьеру, могу позволить себе пройти дистанцию «пешком», не особо заботясь о результате и последствиях. Для девчонок же это был бы слишком сильный психологический удар. Они бы просто сломались, и вся подготовка пошла бы насмарку.

— Выходит, что для тренеров сборной твое появление было неожиданностью и конкретно тебе не предлагали «закрывать дыры»?

— Им был нужен любой человек. Решение о том, что поеду я, — мое личное... Я просто не могла подставить кого–то другого.

— И как ощущения? Мы еще увидим на трассе Елену Зубрилову?

— В свете озвученных выше причин этот старт я рассматривала как тренировочный. Даже в полную силу не бежала — не было никакого смысла. Просто хотела «продышаться». Поэтому ничего конкретного о своем будущем сказать действительно не могу. Мне кажется, что я неплохо двигалась, самочувствие тоже нормальное. Другое дело, что, как я поняла, ставка в команде теперь будет делаться на молодежь, которую нужно обстреливать, и выходит, что меня тренеры уже не рассматривают как спортсменку. Тренироваться я, конечно, буду: после длительной карьеры резкий уход с трассы просто опасен для здоровья. Что же касается сборной... Скажу так: если я понадоблюсь, то постараюсь сделать все, что от меня зависит, но не думаю, что такая необходимость будет появляться слишком часто.

— Кстати, о молодежи: сейчас только и разговоров, что о Дарье Домрачевой: мол, никто не ждал, а она взяла и всех обставила. Для вас ее выступление тоже стало неожиданностью?

— Я знала, что Даша — очень сильная спортсменка. В прошлом году она здорово выступила на юниорском чемпионате мира, а это что–то да значит. Конечно, старт на этапах Кубка мира — это совсем другой уровень, но те перемены, которые в последнее время произошли в нашей команде — новые тренеры, новый подход к тренировочному процессу, — дали ощутимый толчок. Можно сказать, что Дашины выступления — это своего рода признак того, что команда вышла на новый уровень и имеет неплохие виды на будущее.

— А среди ваших нынешних подопечных не успели рассмотреть тех, кто со временем может повторить путь той же Домрачевой?

— Возможности не было. Судите сами: мы всю летнюю подготовку просидели в «Раубичах», выбрались на единственный сбор в украинское среднегорье... По уму, на снег нужно становиться минимум за 2 недели до старта, причем в горах. Мы же толком и снега еще не видели — о какой готовности может идти речь?

— Полагаю, причина не только в непривычно теплой зиме?

— Она, конечно, свои коррективы внесла. Но главная проблема заключается в том, что у нас весь акцент делается на национальную команду. О молодежной вспоминают в последнюю очередь, и, как следствие, она не имеет средств, необходимых для проведения полноценной подготовки и участия в тех сборах, которые действительно нужны. Надеюсь, со временем ситуация изменится, пока же остается довольствоваться условиями, которые есть. Посему главное, чему сейчас учу своих подопечных, — бороться. Не сдаваться вне зависимости от того, как складывается ситуация... Если они усвоят этот урок, верю, многого добьются.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter