Белорусы лишены финансовых мигреней, мучений и колебаний

Влюбленность поневоле

Европейцев жалею, над судьбой американцев скорблю. Мучаются же люди: получают в среднем неплохо, истратить все не могут, и страдают от жестокой мысли: куда деть деньги?! Чтобы их сохранить или даже приумножить. Купить акции и потом их выгодно продать? Но вдруг все биржевые индексы рухнут? Вложиться в ипотечные облигации? Недвижимость иногда дорожает, но иногда опускается на ценовое дно! А еще есть паевые, венчурные, пенсионные, инвестиционные и другие фонды, облигации, фьючерсы… Не говоря уже про банальные депозиты.


Белорусы лишены финансовых мигреней, мучений и колебаний. Для сохранения кровных есть всего три варианта: доллар, доллар или доллар. И отнести их можно либо в банк, либо — в банку, ту самую, стеклянную. 

На этом объективно список исчерпан. Меньше выбор — крепче сон. Но сможет ли экономика с таким ассортиментом финансовых инструментов избавиться от доллара? В спокойном, плановом порядке, без революционных административных решений и бессрочных обид населения. 

В доллар наши люди влюблены. Но не по велению души, а поневоле. Да, приходится делать сложный выбор между рублевым патриотизмом и прагматичным заокеанизмом. Нынче «зеленый» на коне: именно в нем хранится до 80% депозитов населения. Но были времена, когда наш рубль лидировал. И для хранения средств родная валюта не является ущербной. И доходность по ней выше, чем в заморских единицах. Особенно если рассматривать длинные горизонты. Скажем, года два. Любой может взять, посчитать и проверить истинность утверждения. Другое дело, что долгоиграющие депозиты изначально интересуют не очень многих вкладчиков. Финансовое поведение многих из них характеризуется емким английским термином «джампер», что в переводе обозначает «попрыгунчик». Деньги размещают на «коротких» вкладах, постоянно перескакивая с рубля на доллар и обратно, постоянно стараясь «поймать волну» и заработать лишние проценты. 

Преумножить   сбережения — нормальное желание для приличной доли населения любого государства. Но на Западе вклад в банке, обеспеченный различными гарантиями его возврата, не может приносить прибыли. В лучшем случае — сохранить деньги. Ставки по сберегательным продуктам с небольшой погрешностью равны инфляции. Хотите больших доходов — пожалуйте на фондовый рынок. Там заработать можно побольше, но и риски выше. Скромные вложения в венчурные проекты могут принести миллионы и миллиарды. Вот только шанс вообще вернуть деньги где-то один из десяти. Словом, бочка меда несметного богатства портится дегтем вероятности личного банкротства. Выбор совершается исходя из своих персональных соотношений жадности и трусости. 

Белорусы тоже отличаются пропорцией этих качеств: игроки, готовые поставить на карту свое благополучие, аналитики, стремящиеся все просчитать и заработать на возможностях собственного серого вещества, богобоязненные труженики, не мечтающие о журавлях, но очень трепетно относящиеся к здоровью своей синицы… Вкладчики разношерстные, продукт один — депозит. Точнее — название. Из него банки стараются всеми правдами и неправдами слепить разные финансовые предложения. Например, вклад сроком на две недели! Больше напоминает спекулятивный инструмент, чем сберегательный. 

Разных вариаций на тему депозита встречается масса. 

Но даже все их разнообразие не способно привлечь в экономику все средства потенциальных частных инвесторов. 

А денег-то у людей по углам разложено немало. Назвать точную цифру сложно: миллиарды долларов. Подтверждение тому — тотальные закупки наличной валюты, недвижимости, автомобилей, бытовой техники, электроники… Любой испуг заставляет людей доставать заначки, и тогда потребительский рынок захлебывается в деньгах. Эх, пустить бы их не на ажиотажные покупки, а на созидание. И владельцам капиталов больше проку, а экономике… Промышленникам не пришлось бы обивать пороги заграничных капиталистов и платить им приличные проценты, в несколько раз выше среднеевропейских. И эти барыши могли бы доставаться простым белорусам. Но нет механизмов, которые могли бы связать интересы и желания предприятий и граждан. 

А ведь именно акции, накопительные полисы и различные фонды поставляют в экономику «длинные» деньги. Выполняют и другую важную функцию: диверсифицируют риски. Сразу во всех секторах экономики плохо быть не может. На одних сегментах рост, на других затишье. И капиталы плавно перетекают с биржи в банки или какие-нибудь фонды. Потом обратно. Спокойно, без паники. Европейская валюта просела, а очередей у обменников нет. Наличный доллар почти никому не нужен: свои риски люди хеджируют другими способами.

У нас фондовый рынок, накопительное страхование… Они вроде бы в стране есть. Но настолько скромные, что совершенно не заметны. В родной финансовой системе они занимают ничтожную долю. Почему они не развиваются? Самый интересный вопрос. Многократно поднимавшийся, обросший длинной косматой бородой, но так и не решенный. Фактически фондовые и страховые инструменты законсервировались в 1990-х, обрастая только новыми ограничениями. Поэтому нет крупных ошибок, но и прорывами не пахнет. А главное — нет результата. За последние 20 лет белорусы стали побогаче, многие уже не живут впритык от зарплаты до зарплаты. Но куда девать деньги? Возможности населения изменились, неразрешенная дилемма осталась. По-прежнему доллар царит почти в гордом одиночестве. И не дает стабилизироваться национальной валюте. 

Девалютизация экономики — штука хорошая и нужная. Во многих странах импортные деньги внутри страны практически не используются. «И нам бы так!» — восклицают экономисты. Цель великолепная, но мгновенно проскочить в бездолларовый рай не удастся. В наших реалиях даже резкие административные запреты не помогут. Скажем, взять и закрыть обменники! Глупость. Возможно, когда-нибудь целесообразно поприжать чужие денежные единицы. Но выдавить их с рынка розничных сбережений должны альтернативные финансовые инструменты, номинированные в родном рубле. Возможно, новым Правительству и Нацбанку удастся сдвинуть приросший к земле патриархальный камень фондового и страхового рынков. Впрочем, других вариантов избавиться от валютной зависимости и не испугать сберегательный порыв граждан фактически не просматривается. 

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter