Какие изменения ждут жилищно-коммунальную отрасль в свете Директивы Президента № 7

Вложить деньги, чтобы сэкономить

На это еще в конце 2017 года обращал внимание Президент на семинаре-совещании по развитию отрасли ЖКХ. Темы и конкретные решения, которые обсуждались тогда, легли в основу новой Директивы № 7 о совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны. Указ содержит 6 основных блоков, которые регламентируют конкретные шаги по повышению эффективности работы организаций ЖКХ. Под этим понятием кроется в первую очередь сдерживание роста затрат обслуживающих предприятий. Каким образом можно достичь экономии и как изменения в отрасли повлияют на качество оказываемых услуг? 


Комплексный программный документ, по словам заместителя министра ЖКХ Виталия Смирнова, направлен на улучшение среды проживания людей: «Поставлены конкретные задачи Правительству, облисполкомам, Минскому городскому исполнительному комитету о проведении работ, которые будут способствовать благоустройству, озеленению населенных пунктов. К тому же документ предусматривает активное вовлечение людей в энергоэффективные мероприятия — утепление фасадов, чердаков, подвалов, модернизацию теплопунктов». 

Немного цифр. В 2020 году, к примеру, отремонтируют не менее 3,6 миллиона квадратных метров жилья. При этом нельзя опускать планку капремонтов ниже 3 процентов от всего жилфонда. Помимо этого, каждый год организации ЖКХ должны заменять не менее 4 процентов от протяженности тепловых сетей и не менее 3 процентов сетей водоснабжения, срок эксплуатации которых истек. Логическую цепочку провести несложно: новые трубы — бесперебойное теплоснабжение, качественная питьевая вода, более эффективная работа. 

Кстати, о воде. Если вредных микроорганизмов в ней встречается мало, то такого химического элемента, как железо, сверх нормы. По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, около 40 процентов от всех скважин подают воду с содержанием железа, превышающим предельно допустимую концентрацию. Особенно насыщена им вода в Полесье. В Директиве стоит задача эту проблему решить. Через пять лет все потребители должны быть обеспечены качественной питьевой водой. Сейчас этот показатель 90,5 процента. 

Еще один пункт документа — сдерживание роста затрат организаций ЖКХ. Директор унитарного предприятия ЖКХ Россонского района Сергей Нестеров согласен с таким рациональным подходом:

— Давно поняли, что сэкономить можно только тогда, когда вкладываешь. В первую очередь в эффективное оборудование. Россонский район единственный в области, сто процентов котельных которого работают на местных видах топлива — щепе. Помимо этого, не так давно поставили новый насос, который заменил сразу три таких же по функциям. Теперь считаем: по сравнению с прошлым годом только на таких энергоэффективных «маневрах» удалось сэкономить 7 тысяч рублей. А чем меньше стоимость теплоэнергии, тем меньше бюджет будет дотировать отрасль. Также снижение себестоимости гигакалорий уменьшает тарифы оплаты для юридических лиц. Задача на ближайшее время — произвести гидрологические расчеты, чтобы понять, какие объекты жилфонда в районе перетапливаются. Это еще один способ сэкономить. В Директиве речь также идет о замене теплосетей. С этой работой район справился, поэтому потери не превышают доведенного для области показателя в 11 процентов. 

В Щучинском районе тоже нацелены обеспечить снижение себестоимости тепловой энергии. За счет чего? Здесь модернизируют неэффективные котельные путем перевода их в автоматический режим работы, на местные виды топлива, электрическую энергию. С 2015 года Щучинский РУП ЖКХ покупало основные средства, оборудование и механизмы с привлечением лизинга. В прошлом году таким способом купили 7 котлов разной мощности. Это позволило значительно снизить себестоимость тепловой энергии. 

В части обращения с твердыми коммунальными отходами перед организациями ЖКХ поставлена задача модернизировать в деревнях систему сбора и вывоза мусора на основе схем обращения с такими отходами. Что это значит? 

Когда речь идет о крупном агрогородке, принцип понятен — человек выбросил мусор в контейнер, специальный транспорт его вывез. Но на каждую деревню, где живут 5—10 человек, урну не поставишь. Поэтому срабатывает заявительный принцип. От сельчан собираются заявки, и спецтранспорт приезжает в условленные время и место за отходами. Именно этот алгоритм и должен быть прописан в схеме обращения с мусором. Чтобы система работала без сбоев, председатель Коротковичского сельсовета Жлобинского района Анжела Науменко обошла каждый двор подконтрольного участка и заключила с желающими договор на вывоз мусора. Одним удобно оставлять его в контейнерах, другим — около дома. Теперь отходы забирают две отдельные машины.

В течение шести месяцев будет разработана дорожная карта деятельности Правительства, местных органов власти. На основании ее появятся новые нормативные документы, которые позволят реализовать требования Директивы № 7.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter