Властелины песка

Они покоряют пустыню
Они покоряют пустыню

Жара, пыль, сухпаек вместо обеда... Любой из участников ралли–рейдов может добавить в этот «коктейль» еще немало ингредиентов, превращающих спортивное в общем–то мероприятие в экзамен на выживание. С каждым годом он становится все сложнее и оттого все популярнее. «После «Формулы–1» ралли–рейды, венец которых — знаменитый «Париж — Дакар», являются самым известным и прибыльным видом автоспорта, привлекающим огромное количество зрителей и спонсоров», — у белоруса Сергея Шкеля и его литовского штурмана Антанаса Юкнявичуса, а в их лице и у всего отечественного автоспорта, в нынешнем году состоялся «пустынный» дебют. Почти успешный. «Почти» потому, что запланированного «дакарного» продолжения вполне достойных (8–е итоговое место во втором в жизни «песчаном» ралли — это вам не шутки!) выступлений в Тунисе и Египте на «Ралли фараонов», увы, не последовало... 3а участие в самом престижном ралли «Париж — Дакар» организаторы берут с участников порядка 15 тысяч долларов. Реальная сумма, в которую гонщикам обходится «Дакар», раз в 30 больше, и поиск ее оказался заданием гораздо более сложным, чем необходимость гнать со скоростью 150 километров в час по барханам. «Немного обидно, — вздыхает Сергей. — Но и без «Дакара» нынешний год для нас оказался весьма богат на разного рода впечатления и главное — полезен». Впечатлениями этими и планами на будущее белорусский пустынный первопроходец, кажется, может делиться бесконечно.

— Ралли–рейды — целая наука. Кроме того, чтобы управлять машиной, нужно «читать» пески, следить за ветром... А тут еще и солнце такое, что просто слепнешь. К полудню рельеф уже не различаешь — перед глазами только желтая и синяя полоски. А ведь одинаковых гонок в песках не бывает: там постоянно меняется рельеф и запомнить его невозможно. Зачастую, поднимаясь на очередную возвышенность, не знаешь, что тебя за ней ждет: дорога или обрыв. На ралли в Египте нам приходилось спускаться с дюн под углом 45 градусов с высоты 40–этажного дома! Несколько раз приходилось даже растаскивать камни, чтобы проехать... Вообще, народ очень разный собирается: в «Ралли фараонов» ехал мотоциклист–дедушка... Он, кстати, доехал, и доехал неплохо, но, вообще, эвакуационный вертолет работал по очень плотному графику. В первый день человек 20 мотоциклистов выбыли из гонки с тепловыми ударами, у российского автомобильного экипажа взорвалась бутылка с водой — закипела. Для россиян эта гонка вообще получилась какой–то неоднозначной. С одной стороны, Андрей Иванов занял итоговое четвертое место, а с другой — Сергей Суховенко в последний день рейда разбил свою уже четвертую в этом году машину. Учитывая, что каждый «боевой» автомобиль тянет тысяч на 200 — 300 долларов, можно представить, сколько они «намолотили»... Нам, к счастью, удалось обойтись без серьезных повреждений: пару раз пробили колеса и заменили оба моста — их просто погнуло. На общем фоне — сущие мелочи.

— Недешевые «игры»...

— Это не игры. Например, Суховенко шел на титул чемпиона мира. Такие инвестиции при удачном исходе окупаются с лихвой. Судите сами: спонсоры вложили в него порядка полумиллиона долларов, а если бы он удачно закончил, то в следующем году «Ниссан–Франция» полностью взял бы российского пилота на свое обеспечение. А так каждому приходится заполнять свой бюджет самостоятельно.

— Бюджет бюджетом, но ведь его надо еще оправдать. Результатами. Сложно было адаптироваться в непривычной обстановке?

— Сложно, конечно. Спасибо Юкнявичусу — у него уже есть опыт выступления на ралли–рейдах, включая «Париж — Дакар», и поначалу он многое мне объяснял, посвящал в премудрости песчаных ралли. Но все равно конкурировать на равных нам очень непросто. Не в последнюю очередь по финансовой причине. На «Дакаре», например, у лидеров категории прототипов, к которым относится и наш «Боулер», ежедневный бюджет составляет около 1 миллиона евро. Тем не менее мы планируем в следующем году участие в нескольких крупных рейдах и, если найдем возможность, на «Дакаре».

— В свое время в Беларуси уже вынашивали идею выйти на «Дакар» с грузовиками. Та попытка в силу различных причин окончилась неудачей. Не опасаешься, что ваше начинание постигнет та же участь?

— Ну почему же? Мы ведь уже фактически проехали большую часть «Дакара»: Тунис и Египет входят в маршрут этого рейда. Остались Ливия и Марокко. И везде мы добирались до финиша, причем не на худших местах. Это показатель. На таких гонках со старта даже лидеры не думают об итоговом месте. Цель одна — доехать.

— Успехи — это хорошо, но появление белорусского экипажа на знаменитом ралли планировалось уже 1 января следующего года. Почему планы изменились?

— Во–первых, нет машины — она придет только в феврале. А во–вторых, нет бюджета. Чтобы отправляться на «Дакар», надо как минимум иметь 250 — 300 тысяч евро. А у нас нет никакой поддержки.

— А как же компания, которая вроде бы была готова спонсировать ваши выступления?

— Это просто компания, в которой работаю я, и еще несколько людей, которые раньше занимались джип–триалом. Ее учредитель — латыш, и решение о спонсировании принимал он. Но постоянно в одиночку тащить на себе белорусский экипаж они ведь тоже не могут. Тем более что в самой Латвии автоспорт развит гораздо сильнее, чем у нас. Они согласны помогать и дальше, но и с нашей стороны должен быть какой–то интерес.

— Имеешь в виду федерацию?

— Всеми джип–триалами занимается организованный мною внедорожный комитет. Именно мы убедили Международную федерацию автоспорта доверить Беларуси проведение гонки чемпионата мира по бахам. Соревнования «Баха Беларусь–2006» — фактически укороченный ралли–рейд — пройдут в июле следующего года на борисовском полигоне, где размечена сложнейшая трасса. В настоящее время решаем организационные проблемы: например, как организовать для участников и их транспорта «зеленый коридор» на таможне и вообще не ударить в грязь лицом. Если наша работа понравится международным наблюдателям, они обещали перенести сюда один из этапов чемпионата мира по ралли–рейдам, в котором примут участие ведущие гонщики современности! Это станет большим прорывом для белорусского автоспорта, так как ни в России, ни в Латвии, ни где–либо еще на территории бывшего постсоветского пространства подобного уровня соревнований не проводилось. Мы надеемся на то, что нас поддержат, потому что если нам не удастся наша задумка, то это будет означать, что об отечественном автоспорте забудут очень надолго.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter