Источник: Знамя юности
Знамя юности

Владимир Епифанцев: страдания всегда выглядят комично

Фильмография Владимира Епифанцева насчитывает множество ярких запоминающихся ролей. Мы видим его на экране и уголовником, и стражем порядка. В проекте «Просто Михалыч» актер исполняет главную роль – брутального сибиряка, который приезжает в Москву к брату и начинает менять порядки в его доме на Рублевке. В интервью «Знаменке» актер рассказал, каким видит своего героя, почему не любит определения и не скучает по русским березам в Таиланде. 


– Расскажите о вашем герое Михалыче. Какой он?

– Мне было очень интересно сыграть человека цельного, без внутреннего конфликта. Думаю, Михалыч – герой будущего. Честно, моя мечта – сыграть личность, которая позволяет быть всему. Возможно, если однажды удастся это сделать, такой персонаж послужит полезным и реально действенным примером для людей, а кино перестанет быть просто развлекательным жанром и выйдет на новый уровень. Он смог бы подарить человечеству новый смысл в определении свободы, подлинное ее значение. 

– У Михалыча есть шанс стать таким героем?

– У него есть все, чтобы однажды стать таким человеком. Возможно, в следующем сезоне так и сделаем. Ну а пока Михалыч такой же, как и все, но в рамках доволь­но заурядной социальной роли эдакого натурала из глубинки. Безусловно, это кринж. И моей актерской задачей было максимально отобразить столкновение менталитетов глубинки и столицы, культур прошлого и будущего, показать, против чего сегодня выступает весь западный мир: откры­тость, гетеросексуальность, мальчишество, наивность и одновременно житейскую мудрость. 

– Режиссер сериала Евгений Корчагин рассказал, что в главной роли он видел только вас. Как прошло знакомство с ним и с проектом? 

– Так же замечательно, как встреча российских и зарубежных космонавтов на орбите в космосе. Думаю, ощущения схожие. Под меньшим сравнением я не подпишусь.

– Сразу согласились на роль? 

– Сценарий «Михалыча» мне понравился. Это случай, когда у меня, как актера, возникло желание проснуться и заняться любимым делом. Огромное спасибо Жене и всем, кто держал за меня кулачки на пробах. А также огромный респект даме моего сердца Юле, которая помогла в подготовке и была рядом в течение всего съемочного процесса. Вместе со мной она разучивала огромные монологи и переживала за Михалыча, каждый раз заново радовалась его победам и хвалила меня после дублей, когда сил на добрые слова у режиссера уже не оставалось.

– В ранней версии сериал назывался «Смешной дядька», и только потом – «Просто Михалыч». По словам режиссера, он пытался вложить в название, что Михалыч – человек простой, но только на первый взгляд. По вашему мнению, какие сложности в характере главного героя мешают ему самому и окружающим?

Кадр из сериала «Просто Михалыч»

– Важно не то, что ему мешает, а то, с какой решительностью и смелостью он провоцирует окружающих на заурядные эмоции, с которыми впоследствии появляется шанс расстаться. Какие бы внутренние проблемы ни терзали моего героя, его цель – это процесс. Миха­лыч – человек действия. Тако­ва его роль: запускать триггеры, благодаря которым у других просыпается разум и на­чинается подлинная жизнь, полная взаимодействия, трогательности, понимания и любви. Проблемы всегда внутри – это всего лишь наполнение, без которого персонаж не смог бы существовать. 

– В сериале Михалыч бесцеремонно врывается в жизнь родственников, а те не сразу решаются сказать, что он им мешает. Как поступаете, когда нарушают ваши границы?

– Конечно, реагирую точно так же, как любой человек, но эти реакции рефлексивные и не заслуживают того, чтобы мы делали на них акцент. Все, что происходит внутри нас автоматически, следует воспринимать с точностью до наоборот. Поэтому обычно я благодарен, что такие люди дают увидеть границы, создающие внутр­и меня ментальную тюрьму. Они помогают обнаружить внутри себя дурака.

– Ваш персонаж борется за чистую сибирскую природу. Разделяете эту любовь? 

– Я вообще стараюсь ничего не разделять. Мне видится, что в природе нет ничего лишнего. Цивилизация – тоже ее часть. Здесь нет правил, нет убеждений, нет границ, нет хорошего и плохого. Каждый момент жизни, что бы в ней ни происходило, воспринимаю как милость. Но Михалычу это еще предстоит открыть внутри себя.

– Нравится ли вам путешествовать по России? 

– Одинаково нравится и путешествовать, и не путешествовать. Если поездка случается, это для меня не повод фонтанировать гормонами счастья, а потом переживать, что все закончилось. Для меня жизнь – беспрерывный процесс путешествия.

– Но по русским березам скучаете же, когда уезжаете за границу?

– Если честно, нет. Пальмы – те же березки, только наоборот. Они так же радуют глаз прямо сейчас, когда отвечаю на ваши вопросы. Они прямо напротив смотрят на меня, и я не смею при них скучать по березкам. Пальмы тоже прекрасны.

– В вашей фильмографии серьезные драматические работы чередуются с легкими комедийными. А вы считаете себя больше трагиком или комиком? Или не ограничиваете себя рамками? 

– Я за свободу. Ставить штампы, ограничивать себя стереотипами неправильно. Пусть как есть, так и есть. Все роли – часть моей главной роли в этой жизни. Без них мое главное кино – жизнь – не закончится. 

– Какими критериями руководствуетесь при выборе ролей? 

– У меня нет критериев. Если и обнаруживаю их, то в процессе съемок и, как правило, задним числом. Случилось что-то интересное, например, и я такой: «Опа, это будет моим критерием!» Но, к счастью, быстро забываю об этом, потому что дальше происходит что-то еще, приносящее новые ощущения.

С девушкой Юлией

– Вы рассказывали, что придерживаетесь принципа «артист не должен страдать, пусть страдает зритель, если ему это нужно». Случаются ли у вас конфликты с режиссерами, которые придерживаются другого подхода?

– Я бы не назвал это конфликтами. Это, скорее, микротычки, при помощи которых мы просыпаемся и обнаруживаем в себе новые силы на творческие подвиги. А что касается страданий, когда мне их предлагают играть, обычно не спорю, если они обоснованы режиссером. Как правило, это происходит в комедиях. Страдания всегда выглядят комично. Даже в жизни. 

– Вы говорили, что тренировки для вас – просто способ ухода за своим телом. Тем не менее в сети можно найти информацию о ваших силовых рекордах, к примеру жим от груди в 140 килограммов, становая тяга – 160… Насколько это правдивые данные? 

– Первый раз про это слышу. Нет, я не жму такие количества. Это неразумно. 

– Вы сейчас в Таиланде. Назовете ли это вашим местом силы? 

– Не испытываю необходимости искать силу и тем более место, в котором она будто бы есть. Силу ищет слабый. Мне неизвестно, сильный я или слабый, не нуждаюсь в том, чтобы это знать. Любое место замечательно, если там есть стиль, колорит, единоборства и грибы. В Таиланде все это присутствует, но это не значит, что в других местах это невозможно создать самому.

ВЛАДИМИР ЕПИФАНЦЕВ 

Родился: 8 сентября 1971 года в Москве

Семья: был в браке с Анастасией Веденской, воспитывает двоих детей

Образование: окончил актерский факультет Театрального училища имени Б. В. Щукина (курс В. В. Иванова), режиссерский факультет ГИТИСа в мастерской Петра Фоменко 

Карьера: актер театра и кино, режиссер, создатель «Прок-театра». 

Известен по главным ролям в фильмах «Непобедимый», «Generation П», «Кремень» и другим. Сыграл в 124 проектах
Евгений НИКОЛАЕВ (специально для «ЗН»), фото из личного архива Владимира Епифанцева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter