Какие особенности в производстве халяльной продукции надо учитывать переработчикам?

Вкусно и востребовано все, что не запрещено канонами ислама

Какие особенности в производстве халяльной продукции надо учитывать переработчикам?

Кто демпингует на рынке объемом в 2 миллиарда потребителей и какова наша экспортная цена?

Почему для ОАО «Сморгонские молочные продукты» российский рынок стал лишь дополнительным?

ЧТО есть «халяль»? В переводе с арабского языка – «разрешенный». Сегодня это не просто «правильная» пища для тех, кто исповедует ислам, а целая индустрия по безопасности здоровья, продукты питания, выработанные в соответствии с мусульманскими традициями, которые строго соблюдаются более 1400 лет. В последнее десятилетие халяль превратился в бренд, став элементом рыночного механизма. Более 2 миллиардов потребителей — мощная экономическая сила. Если их количество перевести на язык экономики, то можно получить потрясающие цифры по мировому объему рынка халяльной продукции: более чем 2,1 триллиона долларов ежегодно, а к 2020 году, по данным компании Transparency Market Research, до 6 триллионов. Недаром крупнейшие западные корпорации производят продукты по этому стандарту в мировом масштабе. Появляются и новые игроки. На международный рынок халяльной мясной и молочной продукции выходит и Беларусь.

С какими трудностями сталкиваются наши предприятия и как правильно сертифицировать свою продукцию? На эти и другие вопросы отвечают участники «круглого стола»: заместитель и официальный советник муфтия Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь, руководитель центра по стандартизации и сертификации «БелХаляль» Рустам ХАСЕНЕВИЧ, начальник производственной лаборатории «Сморгонские молочные продукты» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» Оксана МАРНОПОЛЬСКАЯ, инженер-технолог ОАО «Слонимский мясокомбинат» Юлия БАРДЫШЕВА и начальник отдела по стандартизации и качеству ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Ирина ШАГАРОВА.

Рустам ХАСЕНЕВИЧ
«СГ»: — Рустам Александрович, нелишним будет еще раз пояснить, что можно отнести к продукции, выработанной по стандарту «халяль»?

Рустам Хасеневич: — Продукция халяль — это пища, дозволенная для употребления мусульманам. Есть продукты, которые нам запрещено употреблять, и есть разрешенные. Запрещенные — это свинина, алкоголь и продукты, производные от них. К мясной продукции особое отношение. Животное должно быть убито по канонам ислама: гуманное обращение с ним, убой производит мусульманин с именем Аллаха и другие технологические тонкости. Еще один важный фактор — продукция должна быть без перекрестного соприкосновения со свининой и ее производными, без примесей и всевозможных добавок.

В молочной продукции также есть свои тонкости. Это как минимум исключение запрещенных в мусульманстве компонентов. Например, отказ от свиного пепсина (сычужного фермента) при производстве сыра и творога. Запрет на фальсификацию и подмешивание: разбавление молочной продукции водой, замена растительных жиров на животные — тот же свиной жир и пальмовое масло, — добавление ГМО. При выборе ферм — поставщиков молока более пристальное внимание к условиям содержания коров: гуманное отношение, отказ от гормонов и антибиотиков. То есть молоко и все молочные продукты являются халяльными, если при их производстве не использовались запрещенные компоненты и добавки.

«СГ»: — По сути, в стандарте «халяль» не только религиозная составляющая. Это пища, которая отвечает всем требованиям безопасных и чистых продуктов. Кто разрабатывает этот стандарт?

Рустам Хасеневич: — Первой стандарт начала разрабатывать Малайзия. Сейчас там существует крайне подробный свод правил по продукции для мусульман и даже специальное министерство. Похожие стандарты есть и в Турции, России, Казахстане. Наш белорусский центр совместно с Белорусским государственным институтом метрологии также разработал стандарт и организовал сертификацию «халяль». Я ездил в Малайзию, Россию, Казахстан, обучался и получал консультации. За основу мы взяли малайзийские наработки, индонезийские, кувейтские, турецкие и адаптировали их к белорусским требованиям для предприятий. Кстати, Россия и Казахстан сертификацией занимаются более 15 лет, а мы начали работу только в 2012 году. Сегодня создан Евразийский союз по стандартизации и сертификации «халяль», в который входят Беларусь, Казахстан, Россия. Не так давно к нам присоединился Кыргызстан, ведутся переговоры и с другими странами.

«СГ»: — Все больше наших сельхозпредприятий обращаются в ООО «БелХаляль» за сертификацией. Насколько сложно его получить и что необходимо учитывать в первую очередь?

Рустам Хасеневич: — Когда нас просят сертифицировать тот либо иной продукт, мы изучаем всю технологию: от линии производства до того, насколько предприятие соответствует системе ХАССП, в том числе соответствие оборудования и сырья, далее составляем руководство по халялю. Это все заверяется, и выдается сертификат на год. Каждая партия контролируется, и через год снова приезжает комиссия с аудитом. Если все соответствует и работает по первоначальному руководству, сертификат продлевается. Важно, что инспекторы-мусульмане – люди верующие, которые боятся не чиновников, а Бога.

Вообще, сертифицировать нужно все продукты питания. Однако если производителям молочной или кондитерской отрасли получить сертификат при определенных условиях в общем несложно, то на мясоперерабатывающих предприятиях возникают трудности. Основная проблема наших переработчиков — смешанное производство, а значит, смешанный убой свиней и крупного рогатого скота. Впрочем, единых требований к стандартам тоже пока нет. Например, Малайзия разрешает перерабатывать мясо на одном оборудовании, однако после разделки и переработки свинины должен быть совершен ритуал очищения. А вот чтобы попасть на рынок стран Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия), необходимо, чтобы в цехах предприятия в принципе ничего связанного со свининой не было. Кстати, того же требует и китайский рынок.

Юлия БАРДЫШЕВА
«СГ»: — По этой причине, к сожалению, не смог получить сертификат Гродненский мясокомбинат. В будущем здесь планируют строить отдельный убойный цех с разделкой и обвалкой. Но на некоторых перерабатывающих предприятиях просто устанавливают перегородку между двумя линиями в одном цехе. Например, на Слонимском мясокомбинате – одном из первых получивших такой сертификат.

Юлия Бардышева: — Первый сертификат мы получили в 2011 году в Международном центре стандартизации и сертификации в России. Накануне на комбинат приезжал специалист исламского вероисповедания, проводил обряд по всем правилам стандарта: проверяли сырье, оборудование — словом, всю технологическую и техническую цепочки производства. Когда организовался белорусский центр стандартизации, получили сертификат «БелХаляль». Основная трудность или, скорее, особенность – это смешанный убой и производство свинины и говядины. В нашем цехе и раньше линии находились на достаточном расстоянии друг от друга, а теперь построили перегородку, которая гарантирует изоляцию и не пересечение двух видов мяса. Убой проходит конкретно по стандарту, не пересекаясь с запрещенными компонентами. Далее эта ветка идет к специальной холодильной камере, где также исключено пересечение двух видов мяса. И даже уборка помещения – целый ритуал, называется «дебах», очищение солью и почвой. А объемы немаленькие: в смену пропускаем 400 голов КРС, производим более 92 тысяч килограммов говядины.

«СГ»: — Сегодня многие мясокомбинаты планируют выход на арабские рынки. Расскажите коллегам, что было самым сложным при внедрении стандарта «халяль»?

Юлия Бардышева: — Помимо самого мяса, туши, есть и субпродукты, другие составляющие, которые мы должны переработать так, чтобы они никоим образом не пересекались. Поэтому делали перепланировку, чтобы, например, свиные субпродукты не попали на говяжью «территорию». Перед каждым убоем обрабатывается помещение, оборудование. Помимо специалиста-мусульманина, который производит убой, есть специалист, который контролирует всю технологическую цепочку с начала и до конца — от поставки скота на комбинат и до поступления мяса в холодильник. Хочу подчеркнуть обязательное гуманное отношение к животным.

«СГ»: — Мне кажется, гуманное отношение к животным должно быть в любом случае, независимо от стандартов.

Юлия Бардышева: — Конечно. От этого, кроме всего прочего, зависит качество мяса. Если животное испытывает стресс, начиная с условий перевозки, повышается микробиальная обсемененность мяса, увеличивается величина рН — важного показателя качества продукта с позиций технологий его переработки и хранения. В результате снижается качество: изменяются все показатели органолептики мяса, его структура и сроки созревания. А в качестве продукции заинтересованы все работники комбината.

 «СГ»: — Куда продаете халяльную говядину? По моей информации, на исламский рынок менеджеры завода выходили самостоятельно, увеличивая географию экспорта. Традиционные партии уехали во Вьетнам и Шотландию. Нигде претензий к белорусской продукции нет. В планах – Турция…

Юлия Бардышева: — В июле этого года поставили 20 тонн замороженной говядины в Узбекистан, через месяц отгрузили более 12 тонн охлажденной говядины через российскую компанию. Интерес к нашей продукции растет. Летом была делегация из Египта, которой понравилось наше производство. Бросилась в глаза образованность и, так скажем, знание предмета членами китайской делегации. Как известно, в Поднебесной также требуют разделения говядины и свинины. Поразило, как, даже не зная языка, понимали друг друга, что называется, на пальцах.

Рустам Хасеневич: — Подтверждаю: делегации из Египта, которую я сопровождал, очень понравилось производство Слонимского мясокомбината. Из Ирака была серьезная делегация ветеринаров: очень тщательно смотрели технологии, документы, оборудование, работу врачей. Дали высший балл. Им понравилось даже то, как мы разделили производство свинины и говядины. Сейчас идут переговоры по цене. Проблема в том, что после потери российского рынка в сторону арабских стран смотрит Украина. И уже не только смотрит, но начала массово поставлять продукцию. На втором экспортном форуме «Беларусь мясная» представители арабских стран интересовались белорусскими продуктами, но конкурентоспособными по цене украинским. Разница – до 30 процентов. Украина сбивает цены и по мясу птицы.
Ирина ШАГАРОВА

Ирина Шагарова: — Украинская птица самая дешевая.

«СГ»: — А кто основной игрок в мире по халяльной продукции?

Рустам Хасеневич: — Бразилия. У них ниже себестоимость благодаря климату, пастбищам и объемам производства. Поэтому они, конечно, демпингуют. Однако многие высказывают мнение, что качество белорусского мяса в разы лучше. Поэтому и китайцы хотят пустить на рынок больше импортеров, чтобы смешать мясо и выравнять качество. Но и здесь вопрос в цене.

«СГ»: — Думаю, не ошибусь, если скажу, что ситуация на рынке мяса птицы последние пару-тройку лет стала сложнее, чем по говядине. Причем как на российском рынке, так и на внутреннем.

Ирина Шагарова: — Поскольку поставки на российский рынок открыты только для двух предприятий – наш агрокомбинат и смолевичский «Петруха», — все, естественно, продают продукцию у себя. Конкуренция выросла, цены падают. Поэтому мы стараемся максимально идти навстречу покупателю и выполнять, что называется, любой каприз. Надо проинспектировать Россельхознадзору – пожалуйста. Приехал еврокомиссар – рады принять и показать производство. Египетская или китайская делегация – добро пожаловать. Мы открыты: современный потребитель очень большое значение придает не только вкусу, но и экологичности пищевых продуктов. На нашем агрокомбинате при выращивании цыплят не используются гормоны и антибиотики для стимуляции роста, что подтверждается протоколами испытаний на эти вещества независимых аккредитованных лабораторий. На предприятии функционирует замкнутый цикл производства: от получения инкубационного яйца до реализации готовой продукции в крупных торговых сетях и фирменной сети.

Наш комбинат имеет сертификат «халяль» на продукцию собственного производства с 2011 года. Работает линия убоя и разделки по стандарту «халяль», за исполнением которого строго следит специалист из Сирии. Благодаря этому появилась возможность осваивать рынки мусульманских стран. В 2016 году продали 247 тонн мяса птицы «халяль»  в Россию, Кению, Сомали. Сегодня продукцией заинтересовались Китай, страны Северной Африки и Ближнего Востока, планируется расширение рынков сбыта. По программе ООН и Красного Креста в страны Африки отгружали буквально контейнерами халяльные замороженные тушки. Причем если раньше экспортировали тушки, то последние пару лет идет разделка, то есть продукция с добавленной стоимостью. Переработка занимает порядка 50 процентов от общего объема произведенной птицы.


Оксана МАРНОПОЛЬСКАЯ

Оксана Марнопольская: — Халяль – это здорово. Когда получали в 2013 году первый сертификат, приезжали специалисты из Индонезии. Всю процедуру мы тогда прошли, но поставок халяльной продукции не было. Почему? Экспорт в Россию был на порядок выгоднее. Но поскольку на этом рынке не все зависит от нашего производителя, мы восстановили сертификат «БелХаляль». Нашли свою схему поставок и экспортируем продукцию по этому стандарту в Саудовскую Аравию, Турцию, Тунис, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Непал через европейского посредника.

Рустам Хасеневич: — Я разговаривал с руководителем комбината после получения им сертификата. Так вот он сказал тогда, даже если откроют соседний рынок, они не хотят больше тотально от него зависеть и видят его только как дополнительный.

Оксана Марнопольская: — Это важно, поскольку «Сморгонские молочные продукты» – экспортно ориентированное предприятие: 90 процентов сухого обезжиренного и сухого цельного молока, замороженного творога и масла отгружаем за рубеж. У каждого рынка свои особенности, поэтому мы работаем под каждый конкретный контракт. И все запрашивают сертификат «халяль».

У нас внедрение этого стандарта совпало с ХАССП, только добавилась религиозная составляющая. Ведь никакого пересечения у нас нет. Молоко коровье, ноль запрещенных добавок, да и сычуг не используем. Молочным комбинатам, конечно, гораздо проще, чем мясоперерабатывающим.

Рустам Хасеневич: — Пока мы занимаемся только сертификацией продуктов питания, но планируем и следующий уровень, который практикуется во всем мире, – будем сертифицировать и сферу услуг халяль, например, гостиничный бизнес. Беларусь все более интересна для стран Востока, а за клиента надо бороться.

«СГ»: — Помимо мясо-молочных продуктов и сферы услуг, халяль — это пищевая и легкая промышленность, банковская сфера и образование, парфюмерия, косметика, фармакология. Это бренд, стиль жизни и, если угодно, философия. Чем быстрее мы познакомимся и освоим традиции и предпочтения этого огромного мира, тем меньше будет головной боли с экспортом.

germanovich@sb.by

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter