Включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – как присвоение звания народного артиста

16 ноября 1945 года была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). А ровно 27 лет спустя был рожден на свет один из ее главнейших документов – Конвенция об охране всемирного наследия ЮНЕСКО. 


Беларусь – тогда еще БССР – присоединилась к ней в октябре 1988 года, а четыре года спустя Список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополнился первым белорусским объектом. Это был Национальный парк «Беловежская пуща». В 2000 году к нему добавился замковый комплекс «Мир», а в 2005-м – архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже и геодезическая Дуга Струве.


В том же 2005 году наша страна одной из первых – в первой десятке – присоединилась к Конвенции по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В Списке нематериального культурного наследия сейчас три белорусских элемента: обряд «Колядные цари», весенний обряд «Юрьевский хоровод», торжество в честь почитания Будславской иконы Божией Матери (Будславский фест).

Ряд объектов находятся в предварительном списке и широко обсуждаются общественностью.

Обо всех этих событиях и о том, как Беларусь сейчас участвует в деятельности ЮНЕСКО по охране материального и нематериального наследия, я беседую с начальником управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Беларусь Натальей Хвир.

– В прошлом году мы отметили 65-летие нашего участия в ЮНЕСКО, а сегодня –юбилей этой организации, – говорит Наталья Дмитриевна. – За 65 лет мы ратифицировали несколько конвенций в области культуры. Кроме уже упомянутых, это Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1970 году, Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения, а также самая первая конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая в Гааге 14 мая 1954 года.

– Появились ли у нас за последние годы какие-нибудь новые объекты всемирного наследия?

– Это сложный и длительный процесс. В декабре 2020 года планируется рассмотрение нашего нематериального элемента «Культура бортничества, Беларусь и Польша». На сегодняшний день мы готовим еще один элемент для включения в список Всемирного нематериального культурного наследия – соломоплетение.

 А что с предварительным списком, куда, по моим сведениям, включен Августовский канал, Спасо-Преображенская церковь и Софийский собор в Полоцке, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно и некоторые другие объекты?

– Местные исполнительные власти готовят материалы. Это их компетенция, они должны заниматься этим вопросом. Но, насколько я знаю, с Августовским каналом есть вопрос с польской стороны. К тому же еще и ситуация с ковидом препятствуют достижению договоренности. Что касается нас, мы уже выполнили свои обязательства, и у нас, в принципе, все материалы готовы. 

– Я как раз хотела спросить, как влияет пандемия на сотрудничество…

– Сейчас все наши контакты переведены на интернет-платформы, но роль живого человеческого общения еще никто не отменял. Зачастую бывает, что гораздо большего можно достичь в кулуарах, когда обсуждают какие-то определенные вопросы, чем в формальной дискуссии. В этом году должно было состояться заседание Белорусско-польской консультационной комиссии по вопросам историко-культурного наследия, которая существует у нас с 1995 года. В частности, должен был обсуждаться вопрос с Августовским каналом. Но заседание не состоялось, мы даже не рассматривали возможность провести его в онлайн-режиме, потому что столь важные и серьезные вопросы невозможно разрешить удаленно. 

– Какие реальные преимущества дает статус объекта Списка всемирного наследия ЮНЕСКО? 

– Когда мы задали этот вопрос нашему коллеге, дипломату и писателю Владимиру Счастному, который много лет отдал этой работе, он ответил так: «Включение в список ЮНЕСКО – как присвоение звания народного артиста». Это почетно, это всемирная известность, и потому каких-либо серьезных дополнительных преференций здесь не предусмотрено. Единовременные выплаты предусмотрены лишь на объекты нематериального культурного наследия, которые нуждаются в срочной охране. Все остальное приходится делать самим.

Увы, Владимир Григорьевич Счастный – замечательный человек, профессионал, специалист, которых мало и, возможно, в ближайшее время не будет, вчера ушел из жизни. Сегодня, в этот праздничный и одновременно очень печальный день, мне хочется вспомнить его с особой теплотой. Его дело мы обязательно продолжим.

juliaandr@gmail.com

Фото: Википедия

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter