Союзные ученые — о союзных программах и высокоскоростной магистрали

Включаем скорость

В Петрозаводске прошло расширенное заседание бюро Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства. Обсужден широкий круг вопросов по научному сопровождению территориального и экономического развития Беларуси и России. Акцент был сделан на мегапроекте «Евразия», в частности на строительстве высокоскоростной магистрали из Юго‑Восточной Азии в Европу через Россию и Беларусь. В дискуссии принял участие президент РАН Александр Сергеев.

Среди обсуждаемых вопросов — формирование единого научно‑технологического пространства Союзного государства и проектирование перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований. Особое внимание участники Межакадемического совета сосредоточили на проблематике проектов новых программ Союзного государства, включая дистанционное зондирование Земли для мониторинга лесных пожаров, экологически чистые удобрения, новые абразивные материалы, специализированные высокоэкономичные и экологически чистые двигатели на газомоторном топливе.

Ученые приняли решение о подготовке новой союзной программы по добыче и переработке алмазов на базе открытого в 70‑х годах прошлого столетия в Сибири крупнейшего в мире Попигайского месторождения алмазов.

В работе форума участвовал заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин.

— По поручению президентов России и Беларуси, — напомнил он, — создана рабочая группа по оценке приоритетных направлений деятельности.

По словам Алексея Кубрина, на сегодня в Союзном государстве уже реализовано около 50 союзных программ по самым разным направлениям. Заместитель Госсекретаря выступил с докладом «О стратегии продвижения проекта «Единая Евразия», напомнив коллегам о том, что вокруг транспортных артерий, транспортных узлов и прочей инфраструктуры по сути и развивается экономика того или иного региона.

— Для повышения эффективности проекта «Единая Евразия», — подчеркнул он, — необходим координирующий орган, потому что все заинтересованные ведомства — а их много — действуют пока разрозненно.

А по словам президента РАН Александра Сергеева, неправильно, что в России практически нет железных дорог со скоростью перемещения больше 200 км/час.

— Требуется развитие, и оно будет происходить, — сказал глава РАН. — Однако проект требует огромных вложений — до 200—300 млрд долларов. К проекту есть интерес со стороны мировых банков. Не исключено, что будет использован и механизм облигаций: в стране у населения много денег лежит без движения. Считаю, этот проект с подачи академий наук Беларуси и России может стать важнейшим в формировании единого научно‑технологического пространства.

Президент РАН заметил, что высокоскоростная магистраль, которая свяжет Россию и Беларусь с Европой в рамках «Единой Евразии», очень нужна и «здорово, что Союзное государство этот проект поддерживает».

Первый заместитель главы НАН Беларуси академик Сергей Чижик заявил в свою очередь, что белорусские ученые «несомненно, поддержат проект, который может потянуть за собой и материаловедение, и математику, и машиностроение...» Но начальный этап, по его словам, за экономистами.

Александр Федоров

bush@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter