Входной билет на стройплощадку

Рабочая группа по проблемам строительства в Администрации Президента — не авральная команда...

Рабочая группа по проблемам строительства в Администрации Президента — не авральная команда. Вынужден сказать об этом в ответ на отдельные читательские отклики, в которых не совсем верно трактуется роль этого органа. Некоторые думают, будто его задача состоит лишь в решении острой проблемы долгостроев. Дескать, добьются обеспечения многострадальных дольщиков долгожданным жильем, и на этом работа завершится. На самом же деле основная цель команды экспертов — навести такой порядок, чтобы безобразная ситуация в строительной отрасли, сложившаяся в последние годы, никогда больше не повторилась.

Поэтому заседания рабочей группы сегодня напоминают скрупулезный труд следователей, которые у нас, как известно, не только расследуют конкретные преступления, но также выясняют причины и условия, из–за которых нарушения закона стали возможны. Очередная встреча специалистов была посвящена как раз устранению явлений, негативно влияющих на все этапы строительного процесса. Сами эти явления уже вскрывались на предыдущих заседаниях: несовершенство нормативно–правовой базы, громоздкость административных процедур, неоднозначность трактовок закона. Теперь о мерах, призванных облегчить труд проектировщиков и строителей, рассказал заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич.

Предложена новая классификация объектов, призванная определить уровни сложности будущей стройки и разграничить степени ответственности. Предъявление одинаковых требований к возведению, например, промышленного предприятия и садового домика, будет исключено. В частности, объекты 5–го класса сложности (временные, дачные, индивидуальные дома) не потребуют обязательной экспертизы. Минстройархитектуры также предлагает упростить еще целый ряд административных процедур, ранее вызывавших излишнюю волокиту и затягивание сроков проектирования и строительства. Новая — прединвестиционная стадия, регулирующая отношения инвестора с государством, появится и в блок–схемах инвестиционного процесса в строительстве. Хотя в целом эти идеи были одобрены рабочей группой, прозвучало поручение еще раз их проработать, чтобы не осталось никаких неясностей — ведь этим и другим предложениям предстоит стать основой для серьезнейшего документа — Указа Президента «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в строительной отрасли и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

Особый разговор вызвал финансовый инструмент, который должен обезопасить участников договорных отношений в строительстве — банковские гарантии. Проще говоря, это обязательство банка обеспечить продолжение стройки в том случае, если она приостановится по причине финансовой несостоятельности застройщика. Те десятки долгостроев, на которых застыли без движения башенные краны, возникли как раз из–за банальной нехватки средств. Вроде и дольщики раскошелились, и собственные деньги у застройщика были, однако в итоге расходы намного превысили смету и стройки остановились. Банковские гарантии должны позволить избежать подобной ситуации впредь. Но при каких условиях они будут выдаваться? По словам Д.Семенкевича, такими условиями, кроме вполне очевидного залога имущества, могут стать поручительства других предприятий или гарантии органов государственного управления, подтверждающих надежность строительных организаций. Последнюю меру председатель рабочей группы, Глава Администрации Президента Андрей Кобяков оценил так:

— Нормальный инструмент. Наконец заставит облисполкомы думать, кому доверить право на строительство. Раньше выходило, что некая организация, не имея за душой ничего, кроме коммерческой инициативы и трех стульев в офисе, собирала деньги у людей и обманывала их, а власти делали вид, будто их это не касается.

К слову, тут же А.Кобяков обратил внимание на нюанс, которому ранее почему–то не уделялось серьезного внимания. Вопросы вызывает сам факт сбора средств какой–либо организацией, не имеющей отношения к банковской деятельности:

— Аккумуляция денег граждан на счету застройщика превращает его в подобие финансовой компании. Но если за такими организациями у нас налажена целая система банковского надзора, то застройщик фактически бесконтролен в распоряжении чужими деньгами. Это важнейшая социальная проблема, до которой пока не доходили руки. Такого, чтобы безвестная контора взяла деньги и исчезла с ними, ничего не построив, больше не будет. Нужно в первую очередь обезопасить долевое жилищное строительство, установив жесткую ответственность застройщика и особый порядок допуска к деятельности по аккумуляции финансов.

Рабочей группе дано задание определить, сколько собственных средств обязан внести застройщик, прежде чем приглашать граждан к участию в долевом строительстве. Состоятельность заказчика также должна быть подкреплена вышеупомянутыми банковскими гарантиями.

— Следует учесть, что планка, которую должен взять претендент на застройку, ни в коем случае не должна превращаться в непреодолимый шлагбаум, — подытожил Андрей Кобяков. — Скорее, это входной билет на строительную площадку, гарантирующий, что дольщики не останутся и без денег, и без крыши над головой.

Советская Белоруссия №139 (24276). Вторник, 30 июля 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter