Вход в науку из другой двери

В нашей стране в «Положении о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь», утвержденном Указом № 516 от 24.08.2006 года, институт соискательства как форма подготовки научных кадров высшей квалификации не прописан...

Соискательство как форма подготовки научных  кадров высшей квалификации в советское время зарекомендовало себя положительно. Тогда заочная аспирантура была достаточно доступна, но значительная часть практиков из отраслевых организаций остепенялась через систему соискательства. Ведь сотрудник исследовательской или конструкторской отраслевой структуры в силу объективной потребности и внутренней предрасположенности вовлекался в актуальное научное направление, находил в нем место, обогащал его своим интеллектом. После нескольких лет самостоятельной творческой работы этот дипломированный специалист становился кандидатом, а в дальнейшем (в среднем только каждый десятый!) и доктором наук. Поэтому институт соискательства, как вполне оправдавший себя за десятки лет, сохранен на всем постсоветском пространстве, за исключением Беларуси.

В нашей стране в «Положении о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь», утвержденном Указом № 516 от 24.08.2006 года, институт соискательства как форма подготовки научных кадров высшей квалификации не прописан. Для всех предусмотрен единственный путь вхождения в науку – целевая аспирантура (очная или заочная). Первая группа участников такого процесса – это вчерашние студенты, окончившие вуз и сдавшие вступительные экзамены в аспирантуру (часто не по зову сердца, а ради того, чтобы избежать неприятного распределения). На первых порах в науке они ощущают себя идущими по ее широкой столбовой дороге, усыпанной лепестками роз и лавра, насыщенной ароматами славы и успеха. Это ощущение нередко сменяется растерянностью и неудовлетворенностью, поскольку в их развитии отсутствует очень важное первое звено гносеологического процесса: «от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике». Вторая группа желающих войти в науку – успешные сотрудники отраслевых научно-исследовательских или опытно-конструкторских организаций. Они уже имеют богатый опыт  практической реализации своих идей, вполне определились с выбором научного направления, хорошо знакомы с тяжелым трудом исследователя и готовы карабкаться по каменистым тропам науки к ее сияющим вершинам.

Две группы участников с разными стартовыми условиями, а путь им навязывают один и тот же: целевая аспирантура при учреждении образования и совет по защите диссертаций. Для молодых ученых, которые начинают с чистого листа, такой подход хотя и болезненный, но в целом жизнеспособный. Но для практиков с богатым опытом роль «новичка на стадионе» совершенно неприемлема. Сотрудник отраслевой структуры, искушенный в избранном научном направлении, не желает от него отказываться, поскольку уже вложил в свои изыскания и разработки интеллект, душу и сердце. Однако необходимое для отрасли научное направление и вытекающая из него тема диссертационного исследования не всегда вызывают интерес в учреждениях образования. До сих пор не налажена тесная связь между университетами, отраслевой наукой и производством. Они напоминают не тройку рысаков инновационного прорыва, а лебедя, рака и щуку со своими ревностно оберегаемыми ведомственными интересами. Возникает конфликтная ситуация: одни не хотят, другие не могут.

Фактически отраслевым претендентам на ученую степень приходится осуществлять обходный маневр. Научного руководителя по этой тематике с необходимыми данными (ученая степень, активная позиция в науке) из отраслевой структуры трудоустраивают по совместительству в учреждение образования и утверждают в качестве научного руководителя целевого аспиранта. Получается так потому, что введенный порядок официального вхождения в науку сотрудников отраслевых структур идет не от жизни, а искусственно. Наилучший способ избежать различных проблем — восстановление института соискательства. Это оправдавшая себя на практике система подготовки научных кадров высшей квалификации для отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций. При этом соискатель без мелочной опеки должен быть наделен необходимыми правами.

Во-первых, быть соискателем ученой степени по определенной специальности номенклатуры ВАКа (по месту основной работы и в избранном учреждении образования) по заявлению без вступительных экзаменов, предъявив диплом о высшем образовании и список научных трудов по избранной специальности, один из которых должен быть опубликован в рецензируемом научном издании.

Во-вторых, иметь возможность самостоятельно готовиться и сдавать экстерном кандидатские экзамены и зачеты согласно действующим программам.

В-третьих, обладать правом быть заслушанным по месту работы и на одной из кафедр избранного учреждения образования с целью утверждения темы и развернутого плана-проспекта диссертационного исследования, а затем обсуждения подготовленной диссертации и возможности представления ее совету по защите диссертаций при учреждении образования.

Такой порядок работы института соискательства дополнительно будет способствовать взаимному сближению и обогащению образования, науки и производства, устранению ведомственного эгоизма и укреплению их взаимодействия в интересах прогрессивного развития государства. 

Александр ОХРИМЕНКО, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР, советник директора по науке НП РУП «Алевкурп»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter