Вкалывать и не воровать

И тогда никакой детектор лжи не страшенГенеральный прокурор страны Григорий Василевич в очередной раз предложил выявлять причастность чиновников к коррупции при помощи детектора лжи. Корреспондент “НГ” выяснял, как к этой инициативе относятся сами чиновники.

За последнее время генпрокурор озвучивал эту мысль дважды. Сначала на совещании у Президента, а потом — отвечая на вопросы журналистов. Григорий Василевич предлагает проверять чиновников на причастность к коррупции при помощи детектора лжи, а с теми, кто не пройдет проверку, прекращать трудовой контракт...
Идея эта не новая. В Западной Европе и США госслужащих давно проверяют при помощи полиграфа. Причем не только тех, кто уже работает, но и претендентов на должность. Результаты, надо сказать, поражают. Согласно данным обследований, проведенных в 626 крупных агентствах различных штатов США, от 25 до 58 процентов кандидатов, прошедших полиграфную проверку, были признаны негодными для работы или идентифицированы как кандидаты с высокой степенью риска.
Белорусские чиновники, с которыми нам удалось пообщаться, к инициативе генпрокурора отнеслись довольно спокойно. А некоторые даже с энтузиазмом.
— Я обеими руками за, — говорит заместитель министра спорта и туризма Владимир Алешкевич. — Человек в кресле чиновника должен быть
по-государственному порядочным. Отвечать на вопросы детектора лжи я буду спокойно, потому что знаю о себе две вещи: я вкалываю и не ворую. Какие тут могут быть претензии?
Рецепт от замминистра — вкалывать и не воровать — прост, но весьма эффективен. А начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов решил развить мысль генпрокурора. Ведь тот ничего не рассказал о том, как он хотел бы проверять чиновников — всех подряд или выборочно.
— В стране десятки тысяч чиновников, и всех пропустить через полиграф будет очень сложно, — практично отмечает Анатолий Дроздов. — Видимо, надо проверять тех, чьи должности связаны с возможным проявлением коррупции. Например, начальнику управления информации Нацбанка никто взяток не дает (не за что). Какой смысл меня проверять?
Ничего обидного в проверке на полиграфе банкир не видит.
— Особенность государственной службы состоит в том, что к человеку предъявляются достаточно жесткие требования. Это нормально, ведь чиновники распоряжаются громадными народными деньгами, и у них есть возможность что-то положить себе в карман (не случайно коррупционные скандалы происходят по всему миру). Государство старается этого не допустить. Взамен оно предоставляет чиновнику нормальную зарплату и социальную защищенность.
А вот советник министра образования по связям со СМИ и общественностью Виктор Ивченков указывает на этическую сторону проверки на полиграфе:
— Думаю, эта процедура может быть воспринята чиновниками как унижение. Я, если честно, к детектору лжи отношусь с недоверием...
Согласно действующему сегодня в Беларуси законодательству проверка на детекторе не носит обязательного характера, а результаты опроса не являются доказательством в суде.
— Полиграфы должны использоваться не для того, чтобы кого-то уволить, а чтобы получить определенную информацию, — считает начальник отдела психолого-технического обеспечения раскрытия преступлений МВД Владимир Князев. — Это устройство позволит отсеять неблагонадежных людей еще на стадии трудоустройства. Также детектор лжи оградит честных людей от искушений. Если чиновник будет знать, что его рано или поздно проверят, разве он отважится преступить закон? Отъявленных воров полиграф вряд ли остановит. Чиновников надо проверять еще на ранних ступенях службы. Ведь потом из них вырастут большие начальники. Думаю, полиграф является одним из лучших средств профилактики коррупции.
Вместе с тем специалист отмечает, что если решение о проверке чиновников на полиграфе будет принято в ближайшее время, с его реализацией могут возникнуть определенные трудности. Залог качественной проверки на детекторе лжи — это квалифицированные специалисты-полиграфологи. А их в стране не так уж много.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter