Витраж своими руками

ВИТРАЖИ чрезвычайно декоративны. Чтобы выглядеть красочно, свет должен падать на зрителя сквозь витраж. Поэтому ими закрывают оконные и дверные проемы, вставляют в специальные рамы, ширмы, ниши, устраивая искусственную или естественную подсветку за витражом.

Старинный вид искусства, родившийся, когда человечество научилось изготавливать цветное стекло

ВИТРАЖИ чрезвычайно декоративны. Чтобы выглядеть красочно, свет должен падать на зрителя сквозь витраж. Поэтому ими закрывают оконные и дверные проемы, вставляют в специальные рамы, ширмы, ниши, устраивая искусственную или естественную подсветку за витражом.

Витражи бывают классическими и имитационными (т. е. имитация витража), упрощенными. Классический витраж — чрезвычайно дорогой и трудоемкий в изготовлении предмет. Позволить себе его могут лишь единицы. Сейчас классические витражи делаются либо при реставрационных работах, либо по специальному заказу за большие деньги.

Технология выполнения классического витража следующая. Из цветного стекла вырезается элемент картины и обрамляется специальной свинцовой рамкой из П-образного профиля по своему периметру. Затем этот элемент в рамке припаивается к остальным элементам витража. При изготовлении необходимо иметь большой запас цветного стекла всевозможных оттенков, чрезвычайно точно вырезать элементы витража и очень аккуратно впаивать элемент, так, чтобы образовался Н-образный профиль, соединяющий соседние элементы, а самого шва пайки не было видно. Согласитесь, такая работа весьма нелегка и требует огромных затрат и большого навыка мастера.

Поэтому сейчас в подавляющем большинстве случаев для украшения интерьера дома или квартиры изготавливают имитации витражей. Любая из них начинается с подбора рисунка. Выбирая рисунок, надо трезво оценивать возможность его реализации в виде витража. Основные трудности тут — ограниченный набор цветов (вряд ли больше нескольких десятков) и воспроизведение мелких деталей. Рисунок не должен потерять своей красоты после того, как мелкие детали будут отброшены. К счастью, современные компьютерные средства позволяют быстро и наглядно показать, как будет выглядеть витраж, выполненный по тому или иному рисунку. Они также позволяют быстро сделать шаблон, по которому будет делаться витраж. Его, как правило, делают в масштабе 1:1 с будущим витражом на бумаге. Шаблон может быть и цветным, и черно-белым. Назначение шаблона — обозначить границы между элементами витража. А эти элементы, собственно, и создают внешний вид витража.

При изготовлении витража важно определить его назначение и место будущей установки. Ведь витраж может быть как с односторонним нанесением контура, так и с двухсторонним. Трудоемкость изготовления двухстороннего витража, естественно, в 2 раза больше, так как приходится всю работу делать 2 раза, создавая рисунок с обеих сторон стекла (зеркальный, естественно). Зато такой витраж выглядит практически как настоящий, и не имеет вид лубочной поделки «типа витраж». Поэтому там, где витраж будет виден зрителю с обеих сторон (в двери, веранде, ширме) следует делать только двухсторонние витражи. Там же, где витраж всегда будет виден зрителям только с одной стороны (высоко расположенное окно, ниша в стене с подсветкой) можно обойтись и односторонним. Рельеф контуров должен быть обращен к зрителям.

По большому счету, именно техника создания границ (контура) элементов и определяет вид витража. Потому что после того как готов контур, следует процесс окраски стекла, и он почти одинаков для всех техник имитации витражей. Имитационные витражи практически всегда делаются из целого, единого листа стекла.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter