Лидер группы "Дрозды": Школьником подрабатывал на зерносушилке, полол бураки, ходил на сенокос

Виталий КАРПАНОВ: «Человек-оркестр – это я»

Кто бы мог подумать, что за маской главного «дрозда» — ветреника и хохмача — скрывается серьезный, рассудительный человек
ШУТНИК и острослов, весельчак и балагур… Пожалуй, эти слова лучше всего подходят для характеристик лидера группы «Дрозды». В народе Виталия называют не иначе как человек-оркестр. Исполнитель, автор песен, телеведущий, участник множества проектов (на Беларусь 2  «Кено», «Спортлото», новая программа в следующем сезоне «Пин-код», а на Беларусь 1 «Коробка передач»), а с недавних пор еще и светский корреспондент в собственном юмористическом интернет-проекте. Кто бы мог подумать, что за маской главного «дрозда» — ветреника и хохмача — скрывается серьезный, рассудительный человек, который гордится своими сельскими корнями.

— Виталий, ваш отец возглавлял колхоз имени ХХ съезда КПСС. Никогда не думали пойти по его стопам?

— Нет, потому что знаю, насколько это сложно. Я бы не справился. А у отца призвание такое. Когда жили в деревне Дятель Дубровенского района, он там руководил колхозом. В 26 лет, представьте, его возглавил. Сейчас хозяйство присоединили к ОАО «Колхоз Каманина». Оно, кстати носит имя известного летчика. А когда мне исполнилось пять лет, родители перебрались поближе к столице — в деревню Сивица Воложинского района.

— А почему решили переехать?

— Переманил однокурсник отца: предложил стать заместителем в колхозе с классическим названием «Рассвет». Там отец проработал лет 10 точно. Поначалу к новому месту привыкнуть было сложно — все родственники остались в Дубровенском районе, а здесь начинать нужно было с нуля. Пообвыклись, нам дали дом.

Деревня по тем временам, да и сейчас, скажу я вам на современном сленге, была продвинутая — своя баня, прачечная, клуб, магазин, почта, дом быта — все содержал колхоз. Сивица была агрогородком уже тогда, вот только называлась деревней. Помню даже, как в прачечную все носили стирать белье — там стояли большие агрегаты, как в американских фильмах... А еще была столовая, где мы обедали, будучи школьниками. Кормили, кстати, очень вкусно. Когда переехали в Сивицу, первое, что меня удивило, — близость магазина. В Дятели до него чуть ли не два километра шли, а здесь все рядом. Очень просто, помню, было мне бутылки сдавать — мешок нагрузил и быстренько в магазин. На вырученные деньги покупал мороженое, конфеты «Золотой ключик» или лимонад. 

— Хозяйство держали?

— А как же! У нас было две коровы, поросят пять-шесть, утки и куры, земли гектара четыре. Такие намеки на фермерство. Плюс построили баню, гараж. В общем, обосновались конкретно. Сейчас родители на пенсии, но отец до сих пор продолжает заниматься сельским хозяйством. Выращивает картошку — это у него конек — и продает на местном рынке, не прибыли ради, а из спортивного интереса.

— Виталий, все ваше детство прошло в деревне. Многие нынешние артисты о своих сельских корнях говорить не любят, а вы — с удовольствием…

— Своей сельскости я ни капельки не стыжусь. Для меня это любимое время. Школьником подрабатывал на зерносушилке, полол бураки, ходил на сенокос. Пахали до седьмого пота даже в ночную смену. В общем, полный комплект трудовых удовольствий. Тогда у нас были свои мечты, цели. Я, как любитель мототехники, всегда на что-то собирал: сначала на мопед, потом на мотоцикл... На первую гитару тоже заработал. А вот скейт так и не купил. Все собирал-собирал, приходил в магазин, но постоянно каких-то копеек не хватало. Тогда шел опять работать, а потом и вырос из него. Но еще не вечер, ведь имею странное свойство добиваться целей, пусть и спустя двадцать лет. Так, в детстве прямо грезил мотоциклом «Урал» с коляской. Тогда он был безумно дорогой. Когда вырос, нашел его по странному стечению обстоятельств у себя в деревне. В отличном состоянии, да и стоил уже недорого. Так воплотил свои детские мечты. Сейчас постоянно рассекаю на нем по деревне.

— А по столице ездить не пробовали?

— Для этих целей у меня новый «Минск». Я на нем езжу на работу, на съемки. Завод «Мотовело» в прошлом году подарил…

— Интересно, а за какие это заслуги?

— Я сам себе придумал хороший ход. Пошел на завод, «втерся» в доверие и рассказал, что им это выгодно. Они мне мотоцикл, я им — рекламу. Вот так все просто.

— Часто сейчас, будучи занятым человеком, наведываетесь в свою деревню?

— Почти каждую неделю бываю там. У меня даже есть любимое занятие — косьба. Купил себе для этого кучу прибамбасов: мотоблок, мотокультиватор, триммер, мотокосу. В свободное же от косьбы время беру мотоцикл и объезжаю лес, озеро — свои юношеские места, где с девчонками целовался. Ищу деревья, где царапал разные надписи.

— И что писали?

— «Виталик + …» Но каждый год имя могло меняться. Шутка — всегда было одно и то же…

— По поводу незамысловатого названия группы: здесь аналогия с родным населенным пунктом, который также носит «птичье» название, или просто фантазии не хватило придумать что-то оригинальное?

— С фантазией у нас как раз все в порядке. У «Песняров» есть такая песня, где одна из строчек: «Вы слыхали, как поют дрозды?» Мы подумали: если никто не слышал их песен, нужно исправлять ситуацию (смеется. — Прим. авт.). А еще заодно решили прославить поселок Дроздово Минского района. Это родина одного из участников нашей группы.

— Что это за история с одной песней, которая была записана спустя 16 лет?

— У меня уже в школе была своя группа — называлась ГБС («Героі бягучага стагоддзя»). Мы пели на белорусском языке. Тогда я написал песню «Кахана дзяўчына». На тот момент это был хит, ее пели все ученики. Мы даже выступали на концерте в Доме культуры, и на него приходили не только дети, но и взрослые. Еще тогда я почувствовал: могу влиять на массы (смеется. — Прим. авт.). В музыкальном училище в Молодечно уже с группой «Бульба-Бум» также пели ее. И там она была хитом. А когда появились «Дрозды», наконец-то записали ее. Вот так одна песня «болталась» шестнадцать лет. 

— Помимо группы «Дрозды» вы ведете много передач на телевидении. Зачем пошли на ТВ?

— Я давно понял: чтобы тебя знали, мало только петь, нужно еще периодически мелькать на каналах. Стал ходить на разные кастинги, предлагать свою кандидатуру. Есть такое выражение — правильная коррупция. Так вот я за нее: когда у тебя много друзей, знакомых, это очень помогает. Вот такой прозорливостью могу похвастаться. Первый опыт, конечно, был не самым удачным — мой деревенский говор всегда подводил. И первым проектом, на который меня взяли, стала программа «Экспедиция» на телеканале ЛАД. Я ездил по стране, рассказывал про агроусадьбы, замки, дворцы, маленькие деревни. Как раз в ней со своим говором я был органичен. Пусть порой нелепо выгляжу, неправильно говорю, но зато умею держать зрителя — этого у меня не отнять. А для «развлекаловки» — то что надо. Ведь я не читаю новости, не объявляю курсы валют, где нужна серьезность.

— Перечислю: вы и ведущий, и певец, и шоумен… Не много ли источников дохода?

— Все друг друга дополняет. Я работаю по принципу политики нашего государства — многовекторности. Если один вектор «сломается», есть другое направление. В моем случае трудно быть только исполнителем, например. Ну, выступил ты на мега-концерте. А дальше ждать год? Поэтому в промежутке снимаюсь в программах, веду корпоративы и далее по списку. Так, например, в этом году туго с концертами, поэтому приходится закрывать «дырки» рекламой. Есть еще один беспроигрышный вариант — свадьбы. Как бы там ни было, на это торжество деньги всегда находятся. Здесь я уже предлагаю свой продукт пакетом: себя в роли ведущего и группу «Дрозды» как исполнителей. Можем еще и как кавер-бенд выступить, Антонова, например, сыграть. Поэтому, заказывая нас, вон сколько артистов получается.

— А как насчет «корпоративов» на селе?

— Было и такое… Помню, год назад приехал домой и решил дать концерт. Папа за день какие-то афиши развесил. И мы зарулили на зерноток на мотоцикле с баяном и забомбили для трактористов и комбайнеров мини-концерт во время обеда. А однажды где-то под Пинском вел свадьбу на триста человек. Народ тогда ходил и говорил: «А правда, что у вас свадьбу ведет сам Каспаров?» Вот такая популярность (смеется. — Прим. авт.).

— На концертах, в передачах, которые ведете, вы, мягко говоря, чаще дурачитесь. А что по поводу такого поведения говорят родители?

— Они уже привыкли. А вот бабушка очень внимательно следит за программами с моим участием. Для меня она — первый цензор. Хотя теперь даже не знаю, что она думает: все свои соображения с соседками обсуждает, видимо. А в деревне меня по-прежнему воспринимают не как певца и ведущего, а как свойского парня. Я же вырос там. Если поначалу все твердили: о, я тебя видел по телевизору, сейчас такого уже нет. Не могут же об этом говорить каждый раз, когда я приезжаю. 

— Виталий, вы образованный и приятный человек, но вот с экрана телевизора о вас складывается совершенно другое впечатление. Не надоело дурачиться, все-таки 33 года уже?

— А какой спрос с дурака? По-моему, это очень выгодная история. Я-то руководящие должности не планирую занимать, поэтому пока мне так удобно. Вырос с ощущением, что все думают, будто я дурак. Но сам ведь знаю, что это не так (смеется. — Прим. авт.). В то же время таким простачкам многое простительно. 

— А если захотите заняться чем-то серьезным, а образ этакого простачка, как вы выражаетесь, вдруг потянется шлейфом. Стереотипы ведь ломать сложно…

— Загадывать нет смысла. Я пока получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. В каких-то серьезных проектах пока себя не вижу. Но когда надумаю, оценивать меня будут не те, кто покупает продукт, а те, кто его делает. Но ведь это в основном умные люди, которые в состоянии отличить игру от реальности. Вспомнить того же Жерара Депардье, который недавно гостил у нас в стране. Он сыграл много комедийных ролей, но о нем нет мнения, что он шут.

— Во время «Славянского базара» вы хвастались своим знакомством с Вилли Токаревым. Это тоже пиар-ход? 

— Нет, не пиар. Просто есть такие артисты, которые в жизни сделали все и хотят кого-то подтянуть. Вилли Токарев — один из них. Он увидел наше выступление на «Славянском базаре» лет восемь назад, подарил свой диск и сказал, что мы можем исполнить любую песню из этого альбома. Мы выбрали «Люба-Любонька», которую он написал для Любы Успенской. А на следующий год мы спели ее уже с самой Успенской. Вот такая «Санта-Барбара». В этом году, спустя такое большое время, Вилли нас узнал и сказал, что мы остались такими же простыми ребятами. Это была лучшая похвала…

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter