Виноградарь поделилась личным опытом выращивания солнечной ягоды на Витебщине

Виноград — вне конкуренции

Виноградные выставки в Беларуси с каждым годом набирают все больший размах. И надо сказать, что не только южные регионы активно участвуют в них. Последние годы внимание белорусских виноградарей приковано к северным областям. И все потому, что солнечная ягода и там созревает не хуже, чем на юге. Да и новые виноградари появляются. Взять хотя бы Елену Лэкэтуш из Орши. Несмотря на то что этим делом она занимается более 20 лет, только в 2021‑м отважилась представить на суд взыскательной публики грозди со своего участка. И сразу фурор! Знаю, что уже в этом году многие любители отправлялись в Самохваловичи только для того, чтобы еще раз встретиться с Еленой. Сложно описать словами то разнообразие сортов и гибридных форм, окрасок и вкуса винограда, которые есть у нее в коллекции.


Более 120 из них уже плодоносят. Почти столько же пока ждут своего ягодного часа. Сказать, что участок образцовый, — почти ничего не сказать. И все это на одни женские руки. К слову, Елена — фельдшер по образованию.

Началось же все в далеком 1993‑м. Тогда Елена Николаевна только присматривалась к винограду. С упоением читала статьи, подшивала понравившиеся. Одним словом, почти семь лет вела мозговую работу, выбирая сорта и готовясь к посадке. В 2000 году отважилась и купила сразу 15: «Алешенькин», «Памяти Домковской», «Кантемировский», «Страшенский», «Космонавт», «Кодрянка», «Брат восторга»...

Чтобы угодить солнечной ягоде, при посадке копала (улыбается) траншеи‑окопы. Насыпала в них битый красный кирпич и закладывала много органики. В итоге лоза не плодоносила, а жировала. И только когда ямы выработались и весь запас питания был израсходован, кусты начали радовать урожаем. Впервые попробовав свой виноград, была удивлена, насколько ягоды у него вкуснее привозных.

Через три‑четыре года стали видны особо восприимчивые к болезням кусты, где‑то не созревала ягода, появились вредители... Поэтому от каких‑то сортов пришлось отказаться. Начался отбор лучших. К слову, продолжается он и сейчас.

Примерно в то же время в коллекции появился «Августин»: неприхотливый, урожайный, не требующий нормировки и плодоносящий каждый год. Одним словом, не сорт, а мечта. Он‑то и занял почти все освободившиеся места.

Но селекция не стоит на месте, появляются новинки. А участок, увы, не безразмерный. Вот и на смену «Августину» пришли новые сорта и гибриды — вкусные, красивые, урожайные. Если классический вес грозди — 250 — 300 г, то у новинок — до 1 кг и более. Это все равно, говорит Лэкэтуш, что сравнивать «Запорожец» и «Мерседес». Оба — машины, но такие разные. Сегодня из тех первых сортов остался лишь «Аладдин».

Cейчас Елена понимает, что сил и времени тогда было потрачено много и (что обиднее) зря. Теплицы отлично решают многие вопросы. Тем более в холодном витебском климате.

Почва прогревается плохо, особенно на открытом пространстве. По сравнению даже с пристенками разница по вегетации в две‑три недели. В теплицах результат еще лучше: тепло и никаких лишних осадков.

В этом году виноград зацвел на две недели позже, но ягоды вызрели вовремя. Наверное, благодаря жаре, ускорившей его рост и развитие.

Меню по правилам

От первоначальных посадочных траншей с обилием питания, из‑за которого побеги жируют и, как следствие, не вызревают, Лэкэтуш перешла к небольшим (примерно 60 см х 60 см) посадочным ямам. Первые пару лет после посадки саженцы она не подкармливает: пусть используют то, что есть. А вот с возрастом аппетиты у виноградника только увеличиваются. Так и должно быть: чем больше прирост и весомее урожай, тем больше питания требуется.

Первую подкормку Лэкэтуш старается провести весной, еще до цветения. 0,5 ведра птичьего помета или одно ведро коровяка, 1 л древесной золы и пять ведер воды вливает в большую емкость и неделю настаивает. Затем 1 л полученного настоя разводит в 10 л воды. И под каждый куст (в зависимости от возраста растения и предполагаемой нагрузки) вносит одно‑два ведра раствора.

Вторая подкормка — внекорневая: через 10 — 15 дней после цветения. 1 л золы заливает 10 л воды, настаивает неделю, процеживает и опрыскивает по листьям. Третью проводит перед окрашиванием ягод все тем же зольным настоем.

Очень часто использует и «Кристаллон»: после цветения — красный, в начале лета — желтый, а в июле — коричневый: 1 ст. л. (20 г) — на ведро воды. И вносит его не по листу, а под корень. Заметила, что так эффект от подкормки лучше. Обработки же по листу больше подходят для «витаминок»-микроэлементов.

Не забывает виноградарь и про полив. С начала вегетации и до распускания почек как минимум два‑три раза хорошенечко поливает кусты. На время цветения делает паузу, а затем вновь берется за поливочный шланг.

В середине лета все чаще случаются засухи. И в это время плодоносящие кусты нужно обязательно (причем регулярно) поливать. Как минимум два раза в неделю.

Если в жару виноград не поливать или поливать недостаточно, то с наступлением дождей ягоды от переизбытка влаги начнут растрескиваться и загнивать.

С момента размягчения плодов полив и подкормки хозяйка полностью прекращает. Также убирает листья, затеняющие грозди, чтобы улучшить их вызревание. Солнечный свет не только придает ягодам более интенсивную окраску, но и повышает накопление в них сахаров.

Индивидуальный подход

— Виноград, — размышляет вслух Елена Николаевна, — культура интересная. В зависимости от того, в каком регионе, на каком грунте и даже конкретном участке произрастает, ведет себя по‑разному. А теперь что ни год, то свои климатические катаклизмы. Плюс всевозможные болезни и вредители. Вот и приходится приноравливаться, выстраивая каждый раз новую систему защиты виноградника.

Если говорить о классическом подходе, то он примерно такой. Весной (особенно в холодную и влажную погоду), чтобы остановить черную пятнистость, надо обязательно работать медьсодержащими препаратами. Поэтому сразу после снятия укрытия лозу и почву под кустами для профилактики недуга обрабатывает 3‑процентным «Медным купоросом». Можно использовать и 3‑процентный раствор «Азофоса» — 300 г препарата на 10 л воды.

Затем дважды (по набухающей почке и приросту в три — пять листьев) применяет 1‑процентный раствор меди. Примерно через неделю после цветения (когда ягода размером с горошину) проводит еще одну обработку системными препаратами: «Скор», «Топаз», «Свич» и другими. Хороший результат в профилактике болезней винограда показали и контактники «Хом», «Оксихом». Против милдью, оидиума и плодовых гнилей (как три в одном) эффективен «Беллис» (15 г на 10 л воды), позволяющий уйти от многократных обработок и баковых смесей. Также хорошо срабатывают и серосодержащие препараты: коллоидная сера, «Тиовит джет».

Активно использует Елена и контактный фунгицид «Медян экстра»: 3‑процентным раствором вначале работает по распускающимся почкам, а затем 1‑процентным — по листьям.

Одно время практиковала с баковыми смесями против оидиума, смешивая «Ридомил голд» или «Пенкоцеб» с «Топазом». Сейчас же старается уходить от сложных составов. Во‑первых, надо знать совместимость препаратов. Во‑вторых, чем их больше, тем сложнее предсказать конечный результат. Зачастую он получается совсем не тот, какой хотелось бы.

Перед укрытием на зиму лозу опрыскивает 3‑процентным «Железным купоросом» или 3‑процентным «Медным купоросом». Или же после осенней обрезки все оставшиеся побеги вручную красит кисточкой препаратом «Медян экстра». По консистенции этот фунгицид похож на сметану и легко наносится на лозу.

Признается, что очень понравилось работать «Йодит калием», который эффективно справляется с ягодными гнилями на стадии созревания винограда, когда другие фунгициды применять уже нельзя.

Для качественного опыления виноградника во время цветения использует (в соответствии с инструкцией) «Наноплант».

Без паники!

Если говорить о болезнях, то их на винограднике у Елены Николаевны практически нет. Правда, иногда (и то в теплице) дает о себе знать оэдема, или водянка. Но и ей подвержены не все кусты, а только некоторые.

На нижней стороне листа появляются мелкие вздутые пробковые наросты, похожие на бородавки. С обратной же стороны они выглядят как точки.

Это — физиологическое расстройство вегетирующих саженцев винограда, которое обычно проявляется в закрытом грунте как реакция на перепады влажности и температуры, переувлажнение и/или нерегулярный полив при недостаточном освещении и плохом проветривании. Так, корни гонят воду, а листья (в силу разных причин) не успевают ее испарять. Вот избыточное давление и рвет стенки «сосудов».

Такая ситуация чаще всего возникает тогда, когда температура воздуха ниже температуры влажной почвы. К примеру, полили растения теплой водой поздним вечером. Или же ближе к ночи увлажнили сухой ком земли на перегретом подоконнике. Корни, находясь в тепле и влажной почве, нагнетают давление. Листья же, будучи в прохладе и уже не на свету, не способны испарить столько влаги.

Листва с оэдемой постепенно опадает. Специально обрывать ее не стоит. А чтобы впредь подобного не случилось, саженцы лучше всего поливать регулярно утром и в меру, не допуская пересыхания почвенного кома.

Проявление оэдемы очень схоже с поражением растений трипсами, но никаких следов их жизнедеятельности в данном случае не наблюдается. Также это физиологическое расстройство часто путают и с листовой формой филлоксеры.

Оэдему ничем лечить не надо. Она проходит со временем сама при высадке растения в открытый грунт.

Веер в два рукава

В первый год после посадки саженец большого внимания к себе не требует. Главное, не оставлять на нем много побегов. Достаточно двух самых крепких, остальные лучше всего удалить весной в начале вегетации. По мере роста Елена подвязывает побеги к вертикальной опоре.

На второй сезон вегетации после посадки уже у двухлетнего саженца она начинает формировать рукава. Лозы обрезает на высоте 40 — 45 см от земли, нижние глазки удаляет, оставляет на каждом рукаве по два верхних, из которых в будущем разовьются четыре побега. По мере необходимости прищипывает пасынки, а после 18‑го листа и вовсе убирает всю верхушку побега. Некоторые саженцы уже на второй год после посадки могут дать первые кисти. Если такое случается, Елена оставляет на кусте лишь одну сигнальную гроздь, чтобы убедиться в сортности и вкусе ягод.

Чаще всего использует веерную бесштамбовую формировку на два или четыре рукава в зависимости от плотности посадки. Самая простая формировка — на два рукава. Для этого оставляет два мощных (текущего года) побега, расположенных ближе к центру куста, которые обрезает на четыре- шесть (до десяти) глазков в зависимости от сорта.

При такой формировке всем побегам хватает и света, и места. Куст отлично проветривается, что благоприятно сказывается на опылении. Не создается и условий для развития болезней.

Лэкэтуш заметила, что формировка с сучком замещения намного лучше, чем без него. Лоза развивается более эффективно, да и вызревает лучше.

— Немаловажно и то, — акцентирует внимание Елена Николаевна, — что при такой формировке плодоносящий куст трудно перегрузить урожаем. Начинающим же виноградарям (знаю по себе) всегда жалко обрезать лишние и лозы, и грозди. И все же растение, как показывает опыт, лучше недогрузить, чем перегрузить. Ведь перегрузка весьма чревата потерей урожая в следующем сезоне. На взрослых кустах и в открытом грунте, и в теплице всегда оставляю по одной грозди на побег. В наших северных условиях и климате такая нагрузка оптимальна.

Виноград с чрезмерно крупными гроздями хозяйка не жалует: все должно быть в меру и в соответствии с потенциалом сорта. Если говорить о ее коллекции, то самый большой по весу, пожалуй, «Гелиодор».

Черенок к черенку

Черенкование сродни уходу за новорожденным: очень хочется, чтобы черенок укоренился. Особенно если он редкий и дорогостоящий. А для этого виноградари используют различные способы и методы.

Елена заготавливает черенки осенью и хранит их всю зиму в снегу. К укоренению приступает в апреле, не раньше. Поначалу (по методу профессора Радчевского) просто ставила их в емкости с водой, уровень которой не более 2 см, и ждала, когда набухнут почки.

Потом для усиления эффективности укоренения начала использовать «Корневин» или «Клонекс». И вновь расставляла черенки по баночкам от детского питания (объемом 250 — 300 мл) по две‑три штуки. Заметила, что чем больше их в одной емкости, тем хуже укореняются. А все потому, что, по ее убеждению, дышать при таком тесном соседстве корешкам намного труднее. Да и быстро мутнеющая вода — явный признак «перенаселения».

Один из минусов такого укоренения — значительные выпады уже укоренившихся черенков при их пересадке в грунт. Ряд сортов в силу особенностей вообще не образуют корней в воде. Да и не каждый сорт (даже имея хорошие корни) после укоренения в воде приживается в почве после пересадки. И не важно, теплица это или открытый грунт. Бывает, что один и тот же сорт в один год хорошо пускает корни в воде, а в другой — отлично укореняется только в грунте.

Бывает, что черенок гонит побег, совсем забыв об образовании корней. И случаи такие не единичные. Методом проб и ошибок Лэкэтуш научилась укоренять даже те черенки, что уже дали пышную листву, не образовав ни одного корешка.

А ведь если они за 1,5 — 2 месяца не укоренились, то с каждым днем в них истощается запас питательных веществ, который, увы, небезграничен. Но Елена Николаевна нашла подход и к таким «упрямцам»: надо лишь чтобы на черенке был зеленый побег длиной 7 — 10 см и четыре‑пять (не меньше) настоящих листьев. Виноградарь удаляет часть прошлогодней лозы внизу черенка, отступив от узла 1 см (обратите внимание на рисунок). Срез замазывает неразбавленным «Клонексом». Дает препарату подсохнуть пять-семь минут и погружает черенок в воду до зеленого побега. Через пару недель низ черенка, как правило, обрастает корешками. Объяснение этому простое: листья за счет фотосинтеза дают питание побегу, вода поставляет кислород, «Клонекс» срабатывает как мощный стимулятор. А в совокупности все это активно способствует образованию и росту корней.

Для увеличения процента выхода укоренившихся черенков (чубуков) в прошлом году из элементов для монтажа теплого пола Елена изготовила домашний кильчеватор. Он позволяет поддерживать температуру плюс 24 — 26 градусов в зоне образования корней, то есть в нижней части черенка. Вверху же его температура должна быть на 10 — 12 градусов ниже. То есть держим «голову» в холоде, а «ноги» — в тепле.

Подросшие саженцы хозяйка старается высадить в грунт осенью. При условии, конечно, что лоза вызрела.

Холода — не беда

Готовя кусты к зимовке, Елена первым делом (но только после листопада) проводит предварительную обрезку. Можно эту операцию перенести и на весну, но тогда лучше не запаздывать и убрать все лишние лозы до начала сокодвижения.

Так же перед укрытием необходимо собрать и сжечь все опавшие листья, а лозы обработать фунгицидами. Затем пригнуть к земле (или нижней шпалере) и закрепить. Укрывной материал обязательно должен быть сухим и дышащим.

В последние годы Лэкэтуш использует для укрытия синтепон толщиной 3 — 5 см. Но укладывает его поверх спанбонда. Эффективна в этом случае и пористая подложка под ламинат. Она долговечна и не намокает. Лозы под ней хорошо проветриваются и не плесневеют. Да и сама ее укладка экономит массу времени, что осенью не менее важно.

Плюс на минус

Начинать дружбу с виноградом Елена Николаевна однозначно советует с сортов, а не гибридов или гибридных форм. Они более устойчивые, да и испытание временем прошли. Гибриды же изнеженные и капризные.

Счет кустов на участке хозяйка ведет по… длине шпалер. А они, скажу я вам, совсем немаленькие. Так, в теплице 120 м шпалер, плюс почти 50 м — на улице. Каждому сорту она может с ходу дать характеристику. И начинает мое знакомство с ними с их явных минусов.

Многие сорта вроде бы и радуют ягодой, но, если вдруг что‑то, начинают трещать. Это «Памяти учителя», «Кодрянка», «Колобок», «Королек», «Белоснежка»...

У «Николь» проблема с опылением. Но она такая вкусная: сладкая, ароматная и освежающая.

«Белый хрусталь» надо снимать сразу, как только созрел. Иначе ягода быстро теряет хруст, становясь ватной.

Не всегда на Витебщине вызревает лоза у «Подарка Несветая». «Роза ранняя» плохо опыляется и от этого горошит.

Не оправдала ожиданий и «Пальмира». Из‑за того, что зачастую не набирает сахара, и вкус пресноватый. Придется, вздыхает Елена, расстаться с ней. Также кандидаты на удаление — «Алешенькин» и «Киевский белый». Ранее отказалась от прибалтийских сортов.

А вот что стоит завести у себя на участке, так это «Гарольд» и «Циравас аграа», они хороши даже для начинающих виноградарей. К тому же последний еще и лидер по набору сахара. Прекрасно чувствуют себя в открытом грунте «Цимус» и «Прима Украины». Достаточно неприхотливы «Августин» и «Аладдин». Отлично (причем каждый год) созревает «Мускат блау», набирая сахара и показывая хороший мускатный вкус.

Из новинок в открытый грунт для севера Беларуси можно рекомендовать «Нельсон» и «Ромбик». Порадует и «Спонсор»: не лопается, не горошит.

«Емеля» покоряет неприхотливостью: не трещит, не требует нормировки, а мякоть у него мармеладная.

Вне всяких похвал «Супериор»: может висеть на кусте до морозов, а снятый хорошо хранится до Нового года. Из него, по мнению хозяйки, получается самый лучший изюм.

Почти два месяца после съема не теряет своих качеств и «Дарвика». До холодов (почти до снега) могут висеть на кусте «Мускат блау» и «Шарада».

Хорошую нагрузку в этом году выдержала и мясисто‑сочная «Дарья». Правда, грозди пришлось прореживать.

Открытием сезона стала «Сюзанна». Последний ее урожай Елена сняла в конце октября. Ягода плотная, тяжелая и очень хрустящая.

Порадовало первыми плодами и калугинское «Красное пламя». Впечатлил «Дубовский розовый». Сахарная мякоть у «Модницы», да и гроздь очень красивая.

Отлично вызрел «Клубничный». 19 кистей на кусте и все одна в одну, как под копирку. Осталось только высушить ягоды, будет «клубничный» изюм.

Замечено, что у многих сортов винограда фруктовый привкус. Так, у «Ласточки» — черной смородины. С легкой лимонной ноткой мускатные «Красавчик» и «Нельсон». «Белоснежка» вообще как конфетка. Мармеладный вкус и у «Армани».

— «Каталония» и «Подарок Несветая» — мои любимчики, — признается хозяйка. — Надеюсь, не разочаруют «Босанти», «Зоренька», «Викона», «Зева» и, конечно же, «Алиса в Стране чудес».

Глядя на Елену, и ее подруги перенимают виноградную эстафету. Но солнечная ягода — не единственное увлечение Лэкэтуш.

У дома радуют глаз гортензии (в том числе и на штамбе), розы и пионы необыкновенной красоты. Но как бы красивы ни были цветы, они все равно на втором плане. Виноград был и остается культурой номер один. К тому же Елена Николаевна признается, что уход за ним — не работа, а отдых. Сплошной релакс! А любовь к солнечной ягоде — главный стимул для ее выращивания.

КСТАТИ

По прогнозам ученых Международного союза охраны природы (СI) лет через 30 из‑за изменений климата на юге Франции и Италии не останется виноградников, а зона виноградарства сместится на 200 — 300 км на север, то есть в Скандинавию, Великобританию, Россию и Беларусь.

Эксперты подсчитали, что уже ко второй половине XXI века многие исконно винодельческие регионы Южной Африки, Австралии и Калифорнии также станут непригодными для выращивания солнечной ягоды. А в нашей стране, наоборот, в ближайшем будущем условия для виноградарства станут более благоприятными.

sad@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter